Безусловный императив

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Безусловный императив Канта и «золотое правило» нравственности

«Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — эту фразу или её аналог наверняка многие слышали хотя бы раз. Кажется, что это что-то привычное и очевидное? Однако это не просто повседневное выражение или пословица – эта фраза связана с интересным законом, известным как «безусловный императив». К тому же, он тесно переплетается с другим законом, точнее, правилом – «золотым правилом» нравственности. В этой статье мы рассмотрим оба этих понятия.

«Золотое правило» нравственности

История «золотого правила» нравственности, представляющего основу нравственного поведения, является, по сути, историей становления нравственности. В том значении, в каком «золотое правило» рассматривается сегодня, оно начало применяться в XVIII веке.

Изначально, ещё в первобытно-общинном обществе, существовал обычай кровной мести, основой которого была идея равноценного возмездия. Сейчас это кажется жестоким, но тогда именно кровная месть регулировала вражду между родами и определяла рамки поведения.

С разрушением родоплеменных отношений четкая граница между «чужими» и «своими» начала исчезать. Связи между людьми из разных родов по различным причинам могли быть даже сильнее, чем внутри родов. Отдельный человек перестал нести ответственность за поступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих членов. В результате возникла необходимость в новом принципе управления межличностными отношениями, который не зависел бы от принадлежности человека к тому или иному роду.

Рассматриваемое нами «золотое правило» стало принципом, который можно найти в различных источниках, таких как Ветхий и Новый Заветы, учение Конфуция, изречения семи греческих мудрецов и другие, например, в Евангелии от Матфея, где оно звучит следующим образом: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Эта формулировка является позитивной, также существует и негативная версия: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».

Под «другим» в «правиле» понимается любой человек, и правило говорит о равенстве всех людей. Однако это равенство не означает их одинаковости и не принижает их достоинства. Равенство здесь понимается глубже: равенство в возможностях самосовершенствования, свободе, лучших качествах человека и перед общечеловеческими нормами.

«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек ставит себя на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Это является основой межличностной связи, называемой любовью. Отсюда возникает новая формулировка «правила»: «Люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но как к цели.

Философы всегда придавали большое значение «золотому правилу» как основе нравственного поведения и сознания. Например, Томас Гоббс видел в нем основу естественных законов, определяющих жизнь человека. Поскольку «правило» понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических устремлений и служит основой единения людей в государстве. Джон Локк не считал правило врожденным – его основой является всеобщее естественное равенство, и человек должен осознать его самостоятельно, чтобы прийти к общественной добродетели.

Иммануил Кант, однако, критически смотрел на традиционные формы «золотого правила». По его мнению, оно не позволяет объективно оценить уровень нравственного развития человека, так как нравственные требования к себе могут быть занижены, что ведет к эгоистической позиции. Несмотря на то, что «золотое правило» включает в себя желания человека, они могут сделать его рабом своей природы и создать барьер между ним и миром нравственности – миром свободы.

Заключение

Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое «золотое правило», однако их не следует отождествлять.

Мы должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны направлять наши действия в повседневной жизни. Применяя эти основы на практике, мы сделаем нашу жизнь гармоничнее, отношения с людьми станут более конструктивными, уменьшатся конфликты и разногласия, а взаимное уважение возрастет.

Рекомендуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как добиться уважения и как его вернуть, если потеряли
  • Идеи и воззрения Льва Толстого
  • Уроки мудрости от Умберто Эко
  • Теория морального развития Л. Кольберга
  • Нормы и правила морали
  • Агностицизм как свобода познания
  • Совесть: почему она есть не у всех и что делать, если ее нет?
  • Зачем разбираться в философии?
  • Язык и мышление
  • Философские подходы к пониманию смысла жизни

Категории и гипотезы. Категорический императив

Термин «категорический» имеет свои корни в греческом слове kategorein, что означает «высказывать». В современном контексте он обозначает: уверенно выражающий, однозначно утверждающий, безусловный. Это понятие подразумевает ясность и точность, исключающие любые другие интерпретации. Примером служат категорический ответ или категорическое суждение. Это также касается решительных действий, не принимающих возражений, как, например, приказ или категорический отказ. Иного не дано!
В противоположность гипотетическому — предполагаемому, вероятному, возможному или неопределённому.
От понятия «категоричный» произошло одно из центральных философских понятий — «категория». Существует множество мнений относительно того, что это такое, но нет ясного и точного, категоричного определения. В простом бытовом понимании, это крайняя степень обобщения понятий о самых фундаментальных аспектах природы, мира и сознания. Например, такие понятия, как «материя», «сознание», «пространство», «время», «количество», «качество», «отношение», «модальность» и другие. Даже Кант столкнулся с трудностями в категорической систематизации этих обобщённых понятий. По его словам, он не стремился разработать систему трансцендентальной философии; свою работу «Критика чистого разума» он называл «чисто критическим очерком», в котором он ограничивался лишь упоминанием понятий, производных от понятий чистого рассудка (категорий). То есть всех тех предельно общих понятий, которые необходимы для объяснения устройства и функционирования мира.
Кант разделил четыре класса рассудочных понятий (категорий) на две группы, на два раздела:
1. Количества и Качества.
2. Отношения и Модальности.
Наиболее категорично Кант выразился по поводу морально-нравственного аспекта бытия человека. «Категорический императив» — это термин, введённый им для обозначения основного закона этики, который отличается от условного гипотетического императива (требования).
«Категорический императив» имеет две формулировки: «…поступай только по такой максиме, относительно которой ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант И. Соч. М., 1997. Т. 3. С. 143) и «…поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в своём лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели» (Кант И. 1997. С. 169).
По мнению Канта, категорический императив является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения, возраста, пола.
Меня часто упрекали в излишней категоричности. Считали жёстким и резким. А что делать: я всегда был уверен в истинности своих идей. Это недостаток? Если я сомневался, я не говорил и не действовал. А меня воспринимали как «наглого» и «упрямого». А как иначе можно достигать поставленных целей?
Постоянно сомневаться в своей правоте?
Не уверен — не берись.
Ньютон говорил, что он «гипотез не придумывает»!? Hypotheses non fingo.
Я не придумываю гипотез.
Так Ньютон охарактеризовал свой научный метод в «Математических началах натуральной философии». Как это понимать? Ведь развитие науки всегда происходит через выдвижение различных предположений на основе выдуманных допущений! Ньютон, по-видимому, понимал под «гипотезой» нечто чисто умственное, оторванное от реальных физических данных. Он основывался на совокупности реальных физически измеримых результатов, а не на спекулятивные вымыслы «чистого разума». Есть факты — факты нуждаются в систематизации на основе математики. Вот парадигма научного познания Ньютона. В этом смысле он не «придумывал гипотез». И правильно делал!

Советуем прочитать:  Филиал ПАО Банка "ФК Открытие" (БИК 044525999)

© Copyright: Александр Ивашкевич, 2024
Свидетельство о публикации №224043001125

«В этом смысле он не «придумывал гипотез». И правильно делал!» — а как же Эйнштейн? Ведь его гипотезы подтвердились только позже.

Портал Проза.ру предлагает авторам возможность свободно публиковать свои литературные произведения в Интернете согласно пользовательскому договору. Все авторские права на произведения сохраняются за авторами и защищены законом. Перепечатка произведений допускается только с разрешения автора, к которому можно обратиться на его авторской странице. Авторы несут ответственность за содержание своих произведений в соответствии с правилами публикации и законодательством Российской Федерации. Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Вы также можете найти более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру составляет около 100 тысяч посетителей, которые в совокупности просматривают более полумиллиона страниц, согласно данным счетчика посещаемости, находящегося справа от этого текста. В каждой графе указаны две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права защищены, 2000-2024. Портал функционирует под эгидой Российского союза писателей. 18+

Значение слова Императив и область его применения

Императив (латинское imperativus — повелительный) — первоначально это лингвистический термин, обозначающий повелительное наклонение глагола. «Пойди», «возьми», «сделай» — все эти приказы, просьбы, команды, с лингвистической точки зрения, являются императивами.

В литературном языке слово императив встречается редко и подразумевает настоятельное требование.

С XVIII века этот термин прочно вошел в философию.

Иммануил Кант, выдающийся немецкий философ, проживший всю жизнь (1724–1804) в приморском Кенигсберге (ныне Калининград), основоположник немецкой классической философии, называл императивом нравственный закон, значимый для всех людей.

В своих работах «Основы метафизики нравственности» (1785) и «Критика практического разума» (1788) Кант ввел термин императив, придавая ему особый смысл.

Это приказ, но приказ не внешнему миру и не из внешнего мира, а повеление себе.

Советуем прочитать:  Основные задачи криминалиста

И если подчинение внешнему приказу воспринимается как несвобода, то подчинение императиву, не зависящему от внешних причин, осмысливается как нравственный закон, делающий человека по-настоящему свободным.

В философских словарях дается следующее определение императива:

Императив — это общезначимое предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).

Императивные нормы права

В правовой сфере существует свое понимание императива, которое в общем-то перекликается с теорией Иммануила Канта.

Императивные нормы права — это такие нормы, которые требуют беспрекословного подчинения. Они не допускают никаких разночтений, уловок, условий.

Императивные нормы закона отличаются строгими формулировками, четко предписывая однозначный запрет или жесткий порядок действий. Пример императивных норм в законах — Уголовный кодекс. Императивные нормы авторитарны и категоричны, так как призваны гарантировать соблюдение гражданских прав в обществе.

Если договор основан на императивных нормах, то ни одна из сторон не вправе отступить от прописанного порядка ни на шаг. Изменить содержание императивного договора невозможно даже по соглашению сторон. Если такой договор вступил в силу, считай, мосты сожжены и Рубикон перейден.

Диспозитивные нормы права отличаются от императивных тем, что они позволяют сторонам свободно определять свои обязанности.

В правоведении существует еще один термин, связанный с императивом, — императивный метод правового регулирования. Он основан на неравенстве участников правовых отношений.

Одна сторона обладает властными полномочиями, а другая — нет. Императивный метод широко распространен и лежит в основе конституционного, административного, уголовного и налогового права.

Все наши взаимодействия с властью регулируются императивным методом: мы обязаны подчиняться сотруднику ГИБДД, судье и представителям различных государственных инспекций, когда они выполняют свои служебные обязанности.

Комментарии и отзывы (2)

Нельзя утверждать, что нормы Уголовного кодекса абсолютно императивны, так как там есть место для исключений, а санкции диспозитивны. Суд может назначить наказание в определенных рамках, от минимума до максимума, со штрафом или без него. Многое зависит от обстоятельств дела и личности преступника.

Императив придуман специально для тех, кто не хочет делать осознанный выбор. Жить проще, когда не нужно принимать решения самому — есть жираф, а ему видней. В армии императивность абсолютна, приказы не обсуждаются, а строго выполняются, даже самые идиотские. Поэтому, для тех, кто не склонен думать, императив будет удобен.

Правила морали: 6 принципов всех времен

Иммануил Кант считал, что мораль должна быть безусловной и ее нормы нельзя нарушать. В этой части поговорим о его категорическом императиве.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с ведущими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

Тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Рассмотрим еще одну моральную аксиому — категорический императив Иммануила Канта.

«Цель оправдывает средства». Еще в 15 веке в европейской морали и политике утвердилась циничная формула, приписываемая итальянскому мыслителю Никколо Макиавелли «цель оправдывает средства». Такой подход развязывал руки, особенно в политике. Ради государственных интересов можно было интриговать, обманывать, нарушать обещания и разрывать союзы.

Категорический императив — относись к человеку как к цели. Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 – 1804) испытывал отвращение к такой морали, в которой все можно оправдать. Он считал, что мораль должна быть принципиальной. Различие между добром и злом должно быть четким и недвусмысленным. Кант формулирует категорический императив как безусловную норму, которую нельзя нарушать. Одна из его формулировок гласит:

«Относись к человечеству, и к себе, и к другим не только как к средству, но и как к цели».

➡️ Кант утверждает, что можно выбирать разные средства, но человека превращать в средство для достижения своих целей категорически нельзя.

❓ Можно ли убить одного человека, чтобы спасти десятерых? Кант говорит, что нельзя, потому что так один человек станет средством достижения цели, пусть даже благой.

Когда мы позволяем себе относиться к человеку как к средству, свобода начинает разрушать сама себя. Для того чтобы совершить моральный поступок, человек должен быть свободным, а значит, в его действиях должна присутствовать свобода. Существенное условие свободы заключается в том, что человек должен воспринимать себя как свободное существо, и остальные должны относиться к нему так же. Если результатом твоего свободного поступка является превращение другого человека в средство, то это действие лишает его свободы, превращая человека в объект. Это означает, что ты предоставляешь другим право относиться к тебе так же.

Советуем прочитать:  Роскачество объявило о лучших товарах октября 2023 года

Кантовская мораль основывается на разуме, на чистой логике. Немецкий философ запрещает поступки не из-за их содержания («не убивай, потому что это причиняет боль», «не обманывай, потому что это некрасиво»), а по формальным причинам. Свобода не должна разрушать саму себя. Всегда нужно анализировать свой мотив с помощью логики и проверять, не подрывает ли поступок свои собственные основания.

Рассмотрим еще одну формулировку категорического императива — через универсализацию максимы.

«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла посредством твоей воли стать принципом всеобщего законодательства».
Поступок как закон природы. Кант также писал: «Представь, что твой поступок стал законом природы». Каков смысл этой аксиомы? Очевидно, что ни один наш поступок не может стать законом природы сам по себе. Важно другое: можем ли мы пожелать, чтобы он стал таковым? Если ответ положительный, значит, этот поступок морально приемлем.

Категорический императив — это соединение морали и физической картины мира. В английском языке «закон природы» обозначается как «natural law». Это словосочетание также означает «естественное право». Таким образом, категорический императив — это не просто очередной этический закон, а нечто большее: сочетание морали и физической картины мира. Для европейской философской мысли это было крайне важно: представляя моральные принципы как универсальные законы природы, удалось разработать представления о естественном праве, например, праве человека на жизнь, на стремление к счастью, на безопасность. Почему мы считаем их универсальными моральными ценностями? Потому что мы могли бы пожелать, чтобы все поступали так, как будто эти права проистекают из законов самой природы.

Читать Закрыть —>Телеграм-канал
Level OneВдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

В критике кантовской морали можно выделить несколько направлений.

‍♂️ Можно использовать только от первого лица. Кантовская мораль описывается терминами, которые трудно объективно проверить: мотив, максима, цель. Это субъективные понятия. Кантовская мораль предназначена для применения от первого лица, чтобы каждый человек использовал ее для себя. Применить ее к другому человеку сложно, поскольку мы не можем узнать его истинные мотивы.

Абсолютно рациональна. В ней нет ничего содержательного, только форма. Критикуя кантовскую мораль, многие, например, христианские мыслители, обвиняют Канта в том, что его мораль основывается только на разуме. Где любовь, альтруизм, живое моральное чувство? Их нет в кантовской морали. Направление философии морали, утверждающее, что главное в морали — это правильные моральные чувства, называется сентиментализмом. Кант много полемизировал с этим направлением.

Не приносит счастья человеку. Одним из выводов кантовского категорического императива является то, что совершенно бессмысленно совершать моральные действия ради какой-то цели, например, ради одобрения других или получения награды. Если человек делает добрый поступок, чтобы его похвалили, то этот поступок перестает быть добрым. Если так случилось, что человек совершил добрый поступок и потом почувствовал удовольствие, то, по Канту, выходит, что он сам себя обманул, возможно, он сделал это лишь ради собственного удовольствия. С древних времен этика пытается указать человеку путь к счастью — кантовская этика этого пути не показывает. Согласно категорическому императиву, совершать моральные поступки можно только страдая и испытывая неудобства.

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С опорой на многовековой опыт философов научимся справляться с вызовами современности и находить силы и поддержку внутри себя. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и встретиться лицом к лицу со своими страхами.

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С опорой на многовековой опыт философов научимся справляться с вызовами современности и находить силы и поддержку внутри себя. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и встретиться лицом к лицу со своими страхами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector