Сборник самых значимых документов по запросу Необходимо ли водительское удостоверение для управления мотоблоком (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Спецтехника:
- Автогрейдер
- Автокран
- Автокран транспортный налог
- Автомобили специальные
- Автопогрузчик
- Показать все
- Спецтехника:
- Автогрейдер
- Автокран
- Автокран транспортный налогли>
- Автомобили специальныели>
- Автопогрузчик
- Показать все
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» КоАП РФ «Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судебные инстанции пришли к выводу, что ФИО1 управляла мотоблоком, который к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, транспортным средством признано быть не может.»
Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26.06.2023 по делу N 16-3368/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ за управление транспортом водителем, не имеющим права управления.
Решение: Отказано. Прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу, что И. управлял мотоблоком, который к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, специального права для управления указанным мотоблоком не требуется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус мотоблока и юридическая ответственность управляющего им лица
(Соколов Д.В.)
(«Транспортное право», 2023, N 3) См.: Белов В.В., Верещак А.В., Верещак С.Б. Правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения при управлении мотоблоком // Право и практика. 2019. N 2. С. 62 — 65.
Статья: Управление транспортным средством в состоянии опьянения: предмет административного правонарушения и преступления
(Бажутов С.А.)
(«Законность», 2023, N 9) По ряду дел об административных правонарушениях кассационные суды, пересмотрев вынесенные решения о привлечении граждан к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП, установили, что согласно Правилам допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796), а также примечанию к ст. 12.1 КоАП мотоблоки, которыми управляли привлеченные лица, не являются транспортными средствами, так как они не подлежат государственной регистрации и не относятся к самоходным машинам, для управления которыми требуется специальное право.
Нормативные акты
МВД России от 03.08.2021 N 3/217715835715
«О рассмотрении обращения» Таким образом, в случае нарушения Правил лицом, управляющим мотоблоком, который подлежит государственной регистрации и (или) для управления которым требуется специальное право по законодательству Российской Федерации о безопасности дорожного движения, его действия могут квалифицироваться как административное правонарушение (в том числе по статьям 12.3 и 12.7 КоАП).
Бывают ли права на обычный велосипед?
Нет. Если вы едете по дороге на обычном двухколёсном велосипеде, который приводится в движение исключительно педалями без моторов, то права вам не нужны – это касается как взрослого, так и ребёнка на детском транспорте.
Об этом прямо говорится в статье 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения». В пункте 1 перечислены категории транспортных средств, для управления которыми необходимо специальное право. Среди них есть мопеды и мотоциклы, а вот велосипедистам можно ездить без водительских прав.
Однако обратите внимание на то, что такое велосипед. Для того чтобы транспортное средство подпадало под эту категорию, должны быть выполнены следующие условия:
- велосипед, на который не нужны водительские права в России, должен приводиться в движение, как правило, мышцами его наездника,
- но он также может иметь электромотор со следующими ограничениями:
- мощность в режиме длительной нагрузки – не более 250 Вт,
- двигатель должен отключаться автоматически на скорости свыше 25 км/ч.
Обратите внимание, что если у вас установлен бензиновый мотор, то ваш транспорт в 2025 году уже не считается велосипедом.
А про режим длительной нагрузки мы поговорим немного ниже.
Будет ли введён новый закон об обязательном получении прав?
Это маловероятно в ближайшее время. Хотя попытки введения такого закона были. Ранее мы писали о возможных поправках по части экзаменов для велосипедистов и получения ими водительских прав.
Но на сегодняшний день нововведения не приняты, и права на велосипед по-прежнему получать не нужно.
Если велосипед с мотором?
То он может считаться по правилам дорожного движения уже мопедом. И законодательству всё равно, как выглядит ваш двухколёсный транспорт: есть ли у него видимая выхлопная труба, карбюратор и прочее – велосипедом или мопедом его определяют Правила дорожного движения.
Итак, если на ваш велосипед установлен электродвигатель мощностью более 250 Вт либо если он не отключается на скорости или отключается на скорости более 25 км/ч, или же у вас установлен бензиновый двигатель внутреннего сгорания, то это уже мопед. На мопед в России по состоянию на 2025 год нужны права.
Возможно, это плохие новости. Но есть и хорошие – для управления велосипедом с мотором часто подходит любая категория водительского удостоверения. Но не всегда. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Когда подходят права любой категории?
Дело в том, что велосипед, приводимый в движение двигателем, по правилам относится к мопедам. Федеральный закон №196 устанавливает, что для езды на таких требуется категория прав «M». Эта категория может не быть указана в вашем удостоверении, но любая другая категория подтверждает право управления мопедами.
Однако такая категория подходит только для мопедов, и они регламентированы по ПДД:
- рабочий объём бензинового двигателя вашего велосипеда не должен превышать 49,9 куб. см,
- максимальная скорость не должна превышать 50 км/ч,
- если на велосипеде установлен электрический мотор, то его мощность для управления с любыми категориями прав должна быть от 250 Вт до 4 кВт.
Когда нужна категория A?
Если хотя бы одно из перечисленных выше условий не выполняется, то для управления велосипедом потребуется категория водительских прав «A».
- вам нужны права категории «A», если объём мотора 50 куб. см и более,
- если велосипед может развить скорость свыше 50 км/ч, то нельзя ездить на нём без прав,
- если установлен электродвигатель мощностью более 4 кВт.
Особенности измерения мощности мотора
Обратите внимание, что для электродвигателя оба порога – для мопеда более 250 Вт и для мотоцикла более 4 кВт – указаны как максимальная мощность в режиме длительной нагрузки. В документации к мотору или велосипеду можно увидеть два других параметра:
- номинальная мощность мотора,
- максимальная мощность.
Понять, что к чему относится, может быть сложно, но всё достаточно просто! Мощность в режиме длительной нагрузки – это максимальная мощность двигателя, при которой он может работать неограниченное время (не учитывая аккумуляторы) без выхода из строя.
Этот параметр в документации обычно соответствует номинальной мощности. Например, если у вас номинальная мощность 225 Вт, а максимальная указана 350 Вт, то можно ездить на таком велосипеде без водительских прав, так как по ПДД его мощность менее 250 Вт.
Однако здесь есть практическая проблема. Сотрудники ГИБДД и мировые судьи редко различают эти два параметра. Если в документах указана только максимальная мощность, требующая водительского удостоверения, вам могут присудить штраф. Придётся обжаловать его в районном суде. Если номинальная мощность не указана, потребуется техническая экспертиза.
С другой стороны, инспекторы ДПС не вправе требовать документы на велосипед на дороге. Никто не может замерить мощность мотора на месте.
Увезут ли велосипед на штрафстоянку?
На практике могут, но по закону не должны.
Эвакуация на спецстоянку предусмотрена для пресечения нарушения до устранения причины эвакуации. Но если вас остановит сотрудник, вы можете просто вести велосипед рядом с собой. Это не будет считаться управлением (определение термина «пешеход» в пункте 1.2 ПДД).
Нужны ли документы на самодельные электросамокаты и велосипеды?
Что делать, если сотрудники ГИБДД остановят меня на самодельном электросамокате, велосипеде или электротрайке и потребуют документы на транспорт, которых у меня нет?
Давайте разберемся в вопросе регистрации самодельного транспорта.
Документы требуются не для каждого электросамоката, велосипеда или электротрайка. Все зависит от мощности установленного двигателя. Я расскажу, что говорит закон и как получить документы, если транспорт необходимо зарегистрировать.
Когда можно не регистрировать самодельный транспорт в ГИБДД
В России существует обязательный государственный учет транспортных средств. Это означает, что их необходимо регистрировать в ГИБДД или Гостехнадзоре, если речь идет о самоходных машинах, таких как снегоходы.
Согласно ПДД, транспортным средством считается любое устройство, на котором можно перевозить по дорогам людей или грузы. Однако закон о регистрации ТС включает в себя только самоходные устройства на колесах с двигателем мощностью более 4 кВт, которые конструктивно могут развивать скорость свыше 50 км/ч. Поэтому не каждый самодельный электробайк необходимо регистрировать.
Документы на самодельный транспорт не нужны в двух случаях:
- если у него нет двигателя. Обычный самокат или велосипед регистрировать не нужно: их приводит в движение сам водитель. Теоретически такой транспорт может развить скорость свыше 50 км/ч, например, если ехать с горы. Но в обычных условиях водитель вряд ли сможет так разогнаться, поэтому конструктивно велосипед предназначен для меньшей скорости. У обычного самоката может вообще не быть тормозов;
- если мощность двигателя не превышает 4 кВт. Производитель указывает мощность двигателя на его корпусе или в техническом паспорте. Вы не обязаны возить с собой паспорт двигателя, но он может пригодиться, если вас остановят сотрудники ГИБДД.
В этих случаях водительское удостоверение также не потребуется.
Электродвигатель для велосипеда. Продавец на «Алиэкспрессе» указал мощность — 500 Вт. Велосипед с таким двигателем не нужно регистрировать. Источник: aliexpress.ru
Что делать, если двигатель мощнее 4 кВт
Если вы установили двигатель мощностью более 4 кВт на самодельный электросамокат, его придется регистрировать в ГИБДД. Без регистрации на таком транспорте запрещено выезжать на дороги. В случае выявления нарушения сотрудники ГИБДД выпишут штраф в размере 50—800 ₽. При повторном нарушении штраф составит уже 5000 ₽ или вас лишат водительских прав на срок до трех месяцев, при условии, что они у вас есть.
Получить СТС и ПТС в этом случае непросто. ГИБДД нужно убедиться, что вы не собрали свой самокат или электровелосипед из украденных деталей и что он безопасен для окружающих. Для этого потребуется обратиться к специалистам, которые могут провести экспертизу.
Также необходимо получить VIN — под этим номером ваш самодельный транспорт внесут в базу данных ГИБДД. Теоретически транспорт можно зарегистрировать и без VIN, на старых машинах его вообще нет. Но без такой маркировки невозможно пройти проверку безопасности в лаборатории: по действующему техрегламенту на ТС должна быть табличка с идентификационным номером из 17 знаков.
Вот перечень документов, необходимых для регистрации самодельного транспорта в ГИБДД:
- Заявление.
- Заключение экспертизы о том, что нет юридических ограничений для регистрации.
- Свидетельство о безопасности конструкции ТС — СБКТС.
- Свидетельство о нанесении дополнительной маркировки — VIN. Оно подтверждает, что владелец не нанес номер самостоятельно в гараже.
- Аттестат аккредитации организации, которая нанесла маркировку.
- Документ, подтверждающий регистрацию органа по оценке соответствия — он удостоверяет, что организация была уполномочена наносить маркировку.
- Фотографии, показывающие место нанесения VIN.
Вам также потребуется оплатить государственную пошлину, пройти техосмотр и оформить ОСАГО. Некоторые страховые компании могут отказаться страховать самодельный транспорт.
Как получить СБКТС и VIN
Для получения СБКТС необходимо предоставить транспортное средство для проверки в аккредитованную испытательную лабораторию, зарегистрированную в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий ЕАЭС.
- Проверка подтвердит, что самодельное транспортное средство соответствует требованиям технического регламента и безопасно для эксплуатации. В этом случае лаборатория выдаст соответствующее свидетельство;
- Лаборатория обнаружит, что самодельное транспортное средство не соответствует требованиям технического регламента. В этом случае СБКТС не будет выдано, но будут указаны причины отказа — недостатки можно будет исправить и повторно подать заявку на получение свидетельства.
СБКТС можно получить через посредников — существуют организации, которые сами обращаются в лаборатории. Их услугами часто пользуются, когда транспортное средство импортировано и производитель не оформлял СБКТС для продажи в России. Стоимость таких услуг начинается от 15 000 ₽ за мопеды и мотоциклы. Однако, получение свидетельства для самодельного транспортного средства может стоить дороже — без гарантии, что оно пройдет проверку.
По результатам проверки в лаборатории самодельному транспортному средству присвоят категорию, которая будет указана в СБКТС. Чтобы управлять таким транспортом после регистрации в ГИБДД, понадобится водительское удостоверение соответствующей категории — в вашем случае категории М.
Прежде чем получить VIN, необходимо провести экспертизу, чтобы выяснить, нет ли юридических препятствий для регистрации. Эту экспертизу может провести экспертно-криминалистический центр МВД или независимый специалист. Если выяснится, что при сборке была использована рама от другого транспортного средства с уже присвоенным VIN, например, от мощного электробайка, регистрация самодельного транспортного средства в ГИБДД будет невозможна.