Размещение и использование транспортных средств на придомовых территориях и во дворах: есть ли муниципальные решения?
Стихийные парковки во дворах – настоящая проблема современности. Автомобили можно увидеть повсюду: на тротуарах, клумбах, газонах, а также на спортивных и детских площадках. Они не только ухудшают экологическую ситуацию, но и занимают места, предназначенные для отдыха и хозяйственных нужд жителей. Переполненные автомобилями дворы стали «головной болью» как для жителей, так и для органов власти. Практика показывает, что частично эту проблему можно решить путем совершенствования правил благоустройства территории и активного участия самих граждан.
Казалось бы, можно просто запретить размещение автомобилей вне гаражей или специально отведенных парковочных мест, и проблема будет решена. Однако на практике все не так просто, так как исполнение этой нормы сейчас затруднено. Фактически, это обязывает владельцев транспортных средств ставить их в гаражи или на специально отведенные парковочные места. При этом в законодательстве нет четкого определения понятия «парковка», и нельзя считать платные стоянки такими местами. Владелец автомобиля может потребовать соблюдения этой нормы, то есть наличия места для гаража или парковки в шаговой доступности от дома. Обязать гражданина приобретать гараж или ставить автомобиль на платную стоянку – значит нарушить его потребительские права, что недопустимо. Таким образом, данный вопрос регулируется законодательством лишь частично.
Вопросы транспортных правоотношений, включая размещение и эксплуатацию транспортных средств на дворовых территориях, в настоящее время регулируются:
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.
При строительстве многоквартирных домов должны соблюдаться технические нормы и правила, касающиеся обустройства прилегающей территории. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от открытых автостоянок до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять:
до 10 машин – не менее 10 м;
11–50 машин – не менее 15 м;
51–100 машин – не менее 25 м.
Таким образом, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, расстояние от открытых паркингов до фасадов жилых домов должно быть не менее 10 м.
Допускается уменьшение указанных расстояний для гаражей на 25% при условии отсутствия в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий (СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся:
утверждение правил благоустройства территории поселения, включающих требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
определение порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Таким образом, на местном уровне вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на придомовой территории и во дворах могут быть урегулированы в объеме, не урегулированном на федеральном уровне, при отсутствии противоречий в законодательстве, путем внесения изменений в принятые Правила благоустройства территории и совершенствования муниципального законодательства.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ: ОПЫТ ТЮМЕНИ
В марте 2014 года в Правила благоустройства территории г. Тюмени, утв. решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81 (далее – Правила), были внесены изменения, касающиеся эксплуатации и содержания транспортных средств. Эта мера была вызвана необходимостью приведения муниципальных норм в соответствие с федеральным законодательством.
Поправки в Правила направлены на исключение норм, регулирующих остановку, стоянку и проезд транспортных средств, а также устанавливающих запрет на повреждение и загрязнение дорожных покрытий, так как эти требования регулируются федеральным законодательством. Ряд норм, направленных на создание и сохранение благоприятных условий проживания населения города, уточнен в Правилах для сохранения объектов благоустройства на территории города.
В частности, в Правила внесены следующие изменения:
исключена ст. 7 «Транспорт», а также один пункт из ст. 5, касающийся хранения транспортных средств в местах, не предназначенных для этого, так как регламентация этих вопросов относится к компетенции федерального законодателя;
изменены и конкретизированы некоторые положения ст. 13, касающиеся ограничений и запретов для владельцев автотранспорта. В частности, запрещены размещение, мойка и заправка транспортных средств на территориях детских игровых, хозяйственных и спортивных площадок, в парках, скверах и на газонах, а также перевозка твердых сыпучих грузов в незакрытом виде и бетона в негерметичных и открытых емкостях.
Кроме того, Правила вводят понятия детских площадок и газонов, за стоянку на которых владельцы автотранспорта могут быть оштрафованы.
Внесенные изменения позволили улучшить экологическую обстановку в городе и освободить дворовые территории от транспортных средств.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗМЕЩЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА ВО ДВОРАХ СОБСТВЕННИКАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Жители могут самостоятельно урегулировать вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на прилегающей к дому территории. В соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, собственники жилых помещений в многоквартирном доме имеют право самостоятельно распоряжаться своим имуществом, включая принятие на общем собрании собственников решений по вопросам стоянки и парковки транспортных средств на придомовой территории. Таким образом, действующее законодательство не запрещает собственникам жилых помещений в многоквартирном доме устанавливать правила, наиболее соответствующие их требованиям.
ТОС и другие формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении могут предоставить реальную помощь в размещении и эксплуатации транспортных средств во дворе. Согласно статье 33 Федерального закона № 131-ФЗ, граждане имеют право участвовать в местном самоуправлении через формы, не противоречащие Конституции РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ и законам субъектов РФ.
С 2007 года в целях эффективного контроля и координации работы подрядных организаций и хозяйствующих субъектов в пределах имущественных комплексов административных округов города Тюмени введен институт квартальных. Квартальный имущественного комплекса – это должностное лицо, ответственное за организацию благоустройства и текущего содержания конкретного комплекса. Квартальные ежедневно контролируют санитарное состояние своих комплексов, выявляют брошенный автотранспорт, следят за состоянием всех видов и форм благоустройства, освещения, фасадов зданий, малых архитектурных форм, заборов, вазонов, урн, адресного хозяйства и т.д. По итогам проверок составляются акты с фотоматериалами, а при выявлении нарушений – протоколы.
Квартальные могут контролировать размещение транспортных средств вне предусмотренных мест, выносить предписания и составлять протоколы. Например, в 2013 году за неправильное размещение транспортных средств было выписано 2218 протоколов, сумма наложенных штрафов составила 1 494 400 рублей.
Жители также должны сообщать о нарушениях в отношении оставленного в непредусмотренных местах транспорта на их территории. Положительный опыт Тюмени показывает эффективность выявления жителями брошенных автомобилей.
Журнал «Практика муниципального управления», № 07, 2014
Автор: Н.В. Габрусь, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»
Парковка коммерческого транспорта во дворе
Автор: Дмитрий Сергеевич Томко (адвокат) На чтение 6 мин Просмотров 7.3к. Опубликовано 29.01.2020 Обновлено 05.05.2023
С января 2020 года парковка коммерческого транспорта во дворах строго запрещена, а нарушителей ждут штрафы от одной до пяти тысяч рублей. На данный момент нововведение действует только в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, где ситуация наиболее сложная. Далее рассмотрим, что по этому поводу говорит закон и ПДД, какое наказание ожидает нарушителей и как действовать жителям домов, ставшим свидетелями такого нарушения.
Что говорит ПДД
При обсуждении вопроса парковки возле многоквартирных домов важно учитывать правила ПДД. Согласно им, в жилых зонах запрещается:
- «Сквозное» движение, то есть проезд через двор с целью выезда на другую дорогу для сокращения пути. Такое действие является нарушением ПДД.
- Стоянка с включенным мотором более пяти минут. Это правило связано с заботой о здоровье людей из-за вредного влияния выхлопных газов. Однако привлечь водителя к ответственности по этому правилу сложно, особенно зимой, когда необходимо прогревать автомобиль.
- Обучение вождению. Если на транспортном средстве установлен знак «У», обучение вождению в жилых дворах запрещено.
- Развороты и движение задним ходом, кроме случаев, когда у водителя нет другого выхода, например, при упоре в тупик.
В соответствии с правилами ПДД, запрещено парковать грузовой транспорт во дворах жилых домов. Остановка разрешена только при условии, что масса транспортного средства не превышает 3,5 тонн, и оно размещается на специально отведенной площадке. На практике водители грузовиков редко заезжают во дворы, за исключением следующих случаев:
- В доме живут родственники или друзья.
- Водитель не может найти нужный маршрут.
- Дальнобойщик ищет тихое место для ночлега.
Независимо от причины, водитель такого транспорта нарушает закон. Кроме того, в жилых зонах действуют строгие правила и для легковых автомобилей:
- запрещено парковаться на тротуарах, газонах, спортивных площадках или других не предназначенных для этого местах;
- нельзя ставить автомобиль, препятствуя движению других транспортных средств;
- недопустима стоянка под балконами или окнами (разрешено на расстоянии не менее 10 м).
Перейти Как продлить временную регистрацию?
В новых жилых комплексах строительные компании учитывают законодательные требования и предусматривают парковочные места для легковых автомобилей. Однако это не распространяется на коммерческий транспорт.
Оставьте заявку на консультацию юриста:
Решение проблемы государственными органами
Государство не только вводит запреты, но и создает условия для их выполнения. Сегодня активно создаются парковочные места с соответствующей разметкой и знаками для грузовиков. Они обозначаются специальным знаком с изображением грузового автомобиля на синем фоне. В 2017 году транспортные органы разработали закон, обязывающий обеспечивать стоянку для вернувшихся из рейса грузовиков в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Требования к таким местам изложены в приказе, выпущенном в 2018 году. Основные параметры таких парковок:
- длина — 14-22 м;
- ширина — 3,5-5 м;
- выезд — 5,5-12 м.
Из-за своих размеров такие объекты строятся с трудом и обычно расположены за пределами городов. В приказе также изложены требования к таким парковкам:
- Обязательное освещение согласно требованиям СП и СНиП;
- Наличие технических средств для организации движения;
- Соответствие требованиям СанПиН;
- Наличие дорожных знаков и разметки;
- Подходящее дорожное покрытие;
- Соблюдение других требований.
Согласно новому закону, обустройство таких парковок на участках общего пользования в пределах жилых зон исключено. При этом предыдущий приказ Минтранса РФ от 2016 года утратил силу.
Действия при парковке коммерческого транспорта во дворе
Жители часто сталкиваются с тем, что водители используют дворы для стоянки коммерческого транспорта. В таких случаях выявление нарушений ложится на самих жителей, которые должны сообщить о проблеме. Алгоритм действий следующий:
- Соберите информацию о водителе-нарушителе, в том числе его ФИО, если он проживает в соседнем доме.
- Запишите номер транспортного средства.
- Подайте заявление в отдел ГИБДД, указав все собранные данные и описав ситуацию, например, парковку коммерческого транспорта в неположенном месте.
Перейти Тонкости парковки на придомовой территории
Помните, что заявление является официальным документом. Власти обязаны рассмотреть его и отреагировать в установленном порядке. В дальнейшем представители ГИБДД либо реагируют на жалобу, либо предоставляют письменный ответ. При игнорировании обращения можно обратиться в вышестоящую инстанцию.
Ответственность за нарушение
До 2020 года штраф за парковку коммерческого транспорта во дворе не предусматривался, что вело к безнаказанности нарушителей. Жители наблюдали фуры и другую грузовую технику во дворах, жаловались в ГИБДД, но не добивались результатов. Сотрудники приезжали на вызовы, но могли оштрафовать только за неправильную парковку (если таковая была). Размер штрафа составлял от 1500 рублей, а в городах федерального значения — от 3000 рублей. С января 2020 года введен штраф за «ночную» парковку, который позволяет наказывать водителей газелей, такси, фур и другой коммерческой техники, оставивших машины во дворах. Это правило касается также каршеринговых автомобилей. Однако механизм применения наказания пока остается неясным.
Юридические консультации по вопросам парковки коммерческого транспорта во дворах
Если вам нужна юридическая помощь, заполните форму ниже, и первый дежурный специалист свяжется с вами в ближайшее время для консультации.
Как организовать парковку во дворе жилого дома?
Дома старого фонда, как правило, не имеют выделенных парковок (о подземных остается только мечтать), и даже новые часто не радуют автовладельцев. Возникают стихийные парковки, а иногда и настоящие войны за места. На что же на самом деле имеют право жильцы по закону и каковы правила парковки во дворе многоквартирного дома? Об этом расскажем в статье.
Гостевые и постоянные парковки
Согласно закону, во дворе гости (и владельцы квартир) могут использовать гостевую парковку, то есть оставлять автомобиль во дворе при условии, что его расположение ничего не нарушает (например, не стоит на газоне) и парковка действительно кратковременная. Оставлять машины на длительный срок на таких условиях нельзя. Однако если жильцы оставляют свой транспорт на ночь у дома, это может считаться временной парковкой, не требующей дополнительных оформлений, без существенных ограничений, но такое парковочное место не может быть закреплено за конкретным автовладельцем, и любые претензии не имеют силы.
Если автовладельцы хотят иметь постоянное место для своего транспорта, с возможностью оставлять его надолго, необходимо организовать стационарную парковку. Это возможно даже во дворе, но в этом случае нужно будет оформить все официально.
Постоянная парковка рядом с домом
Современные многоквартирные дома зачастую снабжены парковками, как подземными, так и на придомовой территории (во дворе). Это имущество принадлежит всем собственникам, и каждый имеет право им пользоваться.
Распределение парковочных мест может решаться на общем собрании жильцов. Новые жильцы (купившие квартиру, снявшие жилье) могут столкнуться с отказом в пользовании парковкой из-за нехватки мест. Важно знать, что у всех равные права на пользование общим имуществом. Если вам кажется, что вас несправедливо лишают возможности парковаться, инициируйте общее собрание жильцов и поднимите вопрос о перераспределении мест или расширении стоянки. Формальности, связанные с созданием или увеличением площади парковки, не такие незначительные, как может показаться.
Как организовать парковку рядом с домом
Первым шагом необходимо организовать собрание собственников, на котором будет решаться вопрос о создании парковки.
Для организации парковки и установки ограждающих устройств требуется одобрение как минимум двух третей от общего числа голосов собственников. Только при таком количестве голосов решение считается принятым и это нужно зафиксировать в протоколе. Важно! Если пренебречь этим требованием и начать строительство без согласия жильцов, решение об организации парковки может быть признано недействительным.
Следующий шаг — создание проекта. В проекте должны быть указаны следующие важные данные:
- План территории.
- План движения транспортных средств, места въезда и выезда.
- Расположение ограничителей движения.
- Тип покрытия.
- План разметки.
- Места установки специальных знаков и освещения — если это необходимо.
Лучше обратиться в специализированную компанию для составления такого проекта, чтобы избежать претензий к его оформлению.
Далее требуется получить разрешения. Для организации парковки нужно обратиться в органы местного самоуправления, ГИБДД и органы градостроения и архитектуры. Последние две инстанции можно обойти, но лучше заручиться их поддержкой, особенно если планируете в дальнейшем устанавливать специальные знаки (типа «Пешеходная зона» или для ограничения скорости). Пожарную инспекцию обойти нельзя, так как должны быть соблюдены требования к проезду пожарной техники во двор жилого дома.
Итак, для организации парковки понадобятся следующие документы:
- Протокол общего собрания собственников.
- Справка о размерах и расположении участка, стоящего на кадастровом учете — обратите внимание, участок должен не просто стоять на учете, но и относиться к конкретному дому.
- Разрешение от органа местного самоуправления.
- Проект парковки.
Важно! Если домом управляет управляющая компания, организационные вопросы она может взять на себя. Но жильцам все равно нужно провести собрание и составить протокол, где будет указано, что как минимум две трети собственников согласны на организацию парковки.
Сроки ответа органов местного самоуправления о согласовании или отказе в согласовании устанавливаются в местных нормативных актах, но обычно не превышают 30 дней.
Финальный этап — непосредственная организация парковки: уборка, ремонт, добавление необходимых элементов (асфальт, ограничительные столбики и т.д.). Этим может заниматься управляющая компания или подрядчики, нанятые жильцами. Средства на оплату работ собираются жильцами, обычно скидываются все, кто будет пользоваться парковкой.
Куда жаловаться на нарушения, связанные с парковкой у дома
Даже при наличии организованной парковки (а уж тем более без нее) некоторые автовладельцы могут нарушать правила. Например, ставить машины на газонах, детских площадках, под окнами, вплотную к подъездам, повреждать насаждения.
В таком случае необходимо добиться, чтобы нарушитель заплатил штраф за неправильную парковку во дворе. Для этого нужно обратиться в полицию (ГИБДД). Однако, если приехавший сотрудник не обнаружит нарушений, он может выписать штраф за ложный вызов самому заявителю.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Верховный суд разъяснил правила парковки во дворах
Верховный суд РФ вынес интересное решение, рассмотрев дело жительницы многоквартирного дома, которой соседи запретили парковать ее личную машину во дворе.
Как известно, дворы многоквартирных домов в большинстве крупных городов уже несколько лет закрыты для автотранспорта посторонних граждан. Жильцы, в отличие от них, имеют право заезжать и оставлять свои автомобили под окнами своих квартир.
Когда дворы начали массово закрываться от посторонних машин, многие надеялись, что прописанные в доме жители больше не будут сталкиваться с конфликтами и спорами по поводу транспорта во дворах.
Однако эти надежды быстро улетучились. Прежние проблемы сменились новыми. Теперь жильцы начали конфликтовать друг с другом из-за парковочных мест.
В нашем случае произошла следующая ситуация: дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. В результате они решили запретить ей въезд на территорию двора. Такое решение было принято на общем собрании автовладельцев дома. В ответ женщина обратилась в суд с требованием обеспечить ей беспрепятственный проезд.
На суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установлен законно. Во дворе имеется автостоянка. Чтобы получить место на ней, автовладелец должен подать заявление в ЖСК, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму. Общее собрание автовладельцев дома решало, кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому — нет.
Правовые нюансы организации парковок эксперты «РГ» объясняют в рубрике «Юрконсультация».
Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и проживает там вместе со своей семьей. Ей, как и другим, выдали брелок и выделили место для машины. Однако через два года соседи на собрании приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора. В протоколе причиной указали: «за нарушение правил парковки и въезда». Также было постановлено отобрать у нее брелок и вернуть взнос за парковку. Лишенная брелока дама подала иск в суд.
Первый суд она проиграла. В решении было сказано, что «доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. Ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев». Апелляционный суд согласился с этим вердиктом. Однако Верховный суд РФ не поддержал это решение, посчитав выводы коллег несоответствующими требованиям закона.
Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262): человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет законных ограничений. Несмотря на то что земля под этим многоквартирным домом не оформлена в собственность ЖСК, по закону граждане имеют право требовать устранения нарушений своих прав.
Затем суд обратился к Жилищному кодексу и процитировал несколько его статей. В частности, статья 37 гласит, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Общий вывод: собственнику квартиры в доме принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме. Дополнительно было отмечено, что «любые способы ограничения или лишения собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрены».
Суд располагал множеством фактов, подтверждающих, что истице препятствовали в желании въехать во двор. Например, в протоколе было записано исключить нарушительницу парковки из числа имеющих право въезда во двор, а также ей были возвращены деньги за благоустройство парковки. Эту сумму перечислили на ее лицевой счет.
Верховный суд подчеркнул, что решение районного суда не учтено, который отклонил иск гражданки. Первая инстанция ссылалась на постановление городского правительства и общее собрание жильцов, которые регулировали въезд и парковку на территории двора. В ответ на это Верховный суд отметил, что указанное постановление не содержит никаких ограничений на право собственности истицы на пользование придомовой территорией и парковочными местами.
Собственнику квартиры принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право пользования общим имуществом дома, включая места для парковки.
Также Верховный суд отметил, что в протоколе общего собрания жильцов закреплено право истицы на свободный въезд на придомовую территорию. В то же время ограничение права на парковку было введено собранием автовладельцев дома. Однако местный суд принял это ограничение во внимание и подтвердил его законность, что вызвало вмешательство Верховного суда, напомнившего о своем пленуме № 25 от 23 июня 2015 года. В этом пленуме было разъяснено, что решение общего собрания должно быть юридически обоснованным и иметь последствия только в случае, если оно предусмотрено законом и касается всех заинтересованных лиц.
В результате Верховный суд обязал местные суды пересмотреть спор с учетом вышеизложенных разъяснений.