После сильного снегопада все дворы были завалены снегом. При движении задним ходом я немного заехал в снежный бугор и услышал треск. Оказалось, что там стоял автомобиль, полностью засыпанный снегом. Повреждения незначительные. Отсутствуют сигнализация и контактный номер. Я подождал, но хозяин не появился. Соседи сообщили, что не знают, кому принадлежит машина. Я оставил записку с моим контактным номером под стеклоочистителем и уехал, чтобы в дальнейшем договориться с владельцем. Однако никто не связался со мной, и автомобиль остается засыпанным снегом. Являюсь ли я виновным, если я не видел автомобиль? Существует ли срок давности для оформления ДТП и что делать в такой ситуации?
Сергей Агапов
В соответствии с пунктом 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 (далее – ПДД РФ), все участники дорожного движения обязаны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не наносить вред.
В соответствии с пунктами 8.1 и 8.12 ПДД РФ, при выполнении маневра запрещается создавать опасность для движения и препятствия для других участников дорожного движения. Движение задним ходом разрешается только в том случае, если это безопасно и не будет препятствием для других участников движения. Если необходимо, водитель должен обратиться за помощью к другим лицам.
Таким образом, если водитель совершает ДТП во время маневрирования и движения задним ходом, он может быть признан виновным по причине неосмотрительности и непринятия всех необходимых мер для предотвращения вреда, вызванного его действиями.
Согласно пункту 2.5 Правил дорожного движения РФ, водитель, участвующий в ДТП, обязан немедленно остановить свое транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и поставить знак аварийной остановки. Он также не должен перемещать предметы, связанные с происшествием.
Из пункта 2.6.1 Правил дорожного движения РФ следует, что если в ДТП был нанесен только материальный ущерб, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о происшествии в полицию и могут покинуть место ДТП, если они могут оформить документы о происшествии без участия сотрудников полиции в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» оформление ДТП без участия сотрудников полиции возможно только при соблюдении следующих условий одновременно:
— После аварии пострадали только автомобили, ответственность владельцев которых застрахована по закону об ОСАГО;
— Столкновение двух упомянутых выше транспортных средств стало причиной ДТП;
— Так как видимые повреждения автомобилей и обстоятельства причинения вреда в результате ДТП не вызывают разногласий между участниками, необходимость определения характера и перечня повреждений отпадает.
Учитывая, что водитель второго автомобиля, который был участником дорожно-транспортного происшествия, неизвестен, информации о том, выполнил ли он свою обязанность по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО), нет. Документы о происшествии не могут быть оформлены без участия полицейских. Исходя из этого, водитель, участник ДТП, мог покинуть место происшествия только после сообщения в полицию и получения указаний о том, где оформить происшествие (согласно пункту 2.6.1 Правил дорожного движения).
Таким образом, в данной ситуации водитель может быть привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, составляет два месяца со дня совершения нарушения.
Столкновение двух автомобилей, движущихся задним ходом. Кто несет ответственность?
На парковках, особенно у крупных супермаркетов, не редки ситуации, когда водитель, уже загрузивший автомобиль покупками и посадивший всех пассажиров, пытается выехать задним ходом и вдруг слышит глухой удар. Два автомобиля столкнулись, одновременно двигаясь назад. По действующему законодательству, кто будет нести ответственность за эту аварию?
Владельцы автомобилей, которые проживают в крупных городах, очень легко могут оказаться в подобной ситуации. Это может быть как парковка торгового центра, так и аэропорт, ресторан или другое место с большим количеством людей. Поэтому вопрос о том, чья вина, остается открытым, если оба водителя двигались задним ходом.
Кто был первым? Работники ГАИ, прибывшие на место аварии, изучили материалы с видеорегистраторов автомобилей и пришли к выводу, что водитель А был виноват, поскольку водитель Б начал движение раньше. Видеозаписи подтверждают это. Прежде чем отпустить педаль тормоза, виновник ДТП должен был убедиться в безопасности маневра и отсутствии препятствий для других автомобилей рядом с ним. Если есть видеозапись, то определение виновного должно вызывать особых проблем. Другой вариант ситуации может быть таким: водитель остановился во время движения задним ходом, например, чтобы успокоить плачущего ребенка. В это время другой автомобиль, также двигавшийся задним ходом из другого ряда, столкнулся с его машиной. Если есть доказательство того, что первый автомобиль стоял без движения, то виновным будет признан второй водитель. Положение автомобилей слева или справа не имеет никакого значения.
Если невозможно установить виновного, то оба водителя будут признаны виновными, если машины двигались в одно и то же время, никто не делал остановку, а свидетелей и записей с видеорегистраторов нет. В этом случае обоим водителям будет выписан протокол на основании пункта 8.12 ПДД, который гласит, что «двигаться задним ходом разрешено только при условии, что водитель уверен в безопасности маневра и отсутствии препятствий для других автомобилей». Если речь идет о возмещении ущерба по ОСАГО, то оба водителя могут рассчитывать только на половину возможной компенсации. Однако, если они не согласны с принятым решением, у них есть возможность обратиться в суд, где решение может быть пересмотрено и компенсация установлена по-другому.
Итак, перед тем как двигаться задним ходом в любом месте, водитель обязан убедиться, что это безопасно, и его действия не создадут проблем для других участников дорожного движения.
Тапки получит тот, кто первым встанет
Прибывшие на место аварии сотрудники ГИБДД проанализировали видеозаписи с регистраторов и определили, что водитель А является виновником происшествия, поскольку водитель Б начал движение значительно раньше, что подтверждается данными с «самописцев». Перед тем, как отпустить педаль тормоза, виновник ДТП должен был убедиться в безопасности маневра и отсутствии других транспортных средств, которые он мог бы помешать… Наличие видеозаписи решает все проблемы.
Меня ударили
Совсем недавно, всего несколько мгновений назад, вам пришлось резко остановиться, чтобы успокоить своего непослушного ребенка. И пока отец и ребенок обсуждали ситуацию, другая машина, двигаясь задним ходом из соседнего ряда, врезалась в стоящий автомобиль. Сможете ли вы доказать, что ваше транспортное средство было абсолютно неподвижно в момент столкновения? По вине второго водителя он признается виновным в этом инциденте.
Левые и правые
Однажды один владелец автомобиля столкнулся с похожей ситуацией и поделился своей историей «задней» аварии на форуме. По его словам, сотрудники ГИБДД, осмотрев место ДТП, перекладывают ответственность на того, кто находился слева, ссылаясь на правило «Помеха справа». Однако группа, изучив материалы, обвинила инспекторов в явной несостоятельности: «они написали здесь какую-то ерунду». В таких ситуациях не может быть левых и правых транспортных средств, запомните это.
Пара сапог — это два
Если невозможно определить виновника, то оба водителя считаются ответственными за ДТП. В таких случаях, когда нет свидетелей и видеорегистраторов, они оба получают протокол об административном правонарушении по пункту 8.12 ПДД. Этот пункт гласит, что заднее движение разрешено только если оно безопасно и не препятствует другим участникам дорожного движения.
В отношении возмещения ущерба по ОСАГО, оба водителя могут рассчитывать на 50% от возможной суммы компенсации при «делимом». Например, если ремонт оценивается в 10 000 рублей, то будет выплачено 5000. Однако, часто участники ДТП, несогласные с равной степенью вины, обращаются в суд. В результате заседаний это может быть пересмотрено и определено в другом процентном соотношении: 10/90, 20/80, 30/70 или 40/60. В зависимости от решения суда размер компенсации также изменяется.
Сравнение Jeep Wrangler и Jeep Grand Cherokee: никуда не деться
Что способны сделать настоящие джипы на экстремальной местности
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»