Ученик оскорбил учителя

Сборник наиболее значимых документов по запросу Ученик оскорбил учителя (нормативные акты, формы, статьи, консультации экспертов и другие материалы).

  • Административная ответственность:
  • Статья 5.61 КоАП срок давности
  • Административная ответственность
  • Административная ответственность бухгалтера
  • Административная ответственность генерального директора
  • Административная ответственность главного бухгалтера
  • Показать все
  • Административная ответственность:
  • Статья 5.61 КоАП срок давности
  • Административная ответственность
  • Административная ответственность бухгалтера
  • Административная ответственность генерального директора
  • Административная ответственность главного бухгалтера
  • Показать все
  • Научные и педагогические работники:
  • Аморальный поступок это
  • Аттестация научных сотрудников
  • Аттестация работников образования
  • Внешнее совместительство педагогических работников
  • Внутреннее совместительство педагогических работников
  • Показать все

Судебная практика

Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с расторжением трудового договора: Педагогический работник оспаривает увольнение по причине судимости, за аморальный поступок или применение насильственных методов воспитания
(КонсультантПлюс, 2024) Работник, выполняющий воспитательные функции (воспитатель в детсаду, школьный учитель, преподаватель), совершил аморальный поступок (опубликовал в соцсетях фотографии с нацистской символикой, грубо разговаривал с родителем воспитанника при несовершеннолетних, оскорблял и унижал учащихся и т.д.)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Современные формы насилия среди молодежи: распространенность и меры профилактики
(Волчецкая Т.С., Осипова Е.В., Авакьян М.В.)
(«Российский юридический журнал», 2021, N 5) В случае буллинга 63% учащихся сообщили, что они видели, как другого ученика систематически обижали, оскорбляли, запугивали сверстники. При этом 17% указали, что их травля происходила в киберпространстве, а 20% респондентов не сообщили бы никому о регулярных издевательствах над своим одноклассником со стороны других учеников. О случаях буллинга среди молодежи осведомлены также 66% учителей. Кроме того, 75% педагогов считают, что случаи психологического давления, бойкота, оскорблений и т.п. среди учеников происходят преимущественно в интернете.

Статья: Социально-психологический портрет осужденных в исправительных учреждениях
(Андруник А.П.)
(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2022, N 5) 16% обследованных осужденных заявили, что учителя в средней школе регулярно унижали, оскорбляли и иногда применяли физическую силу. После посещения уроков, проводимых учителями, допускающими унижающие достоинство человека высказывания, многие испытывали дискомфорт и желание ответить таким учителям не всегда вербально, были и желающие применить физическую агрессию. Некоторые выпускали свою обиду на более слабых (физически) учеников. Присутствие таких учителей в школах способствовало формированию и закреплению агрессивного поведения у учащихся как способа самозащиты от насмешек.

Прокурор разъясняет — Дальневосточная транспортная прокуратура

Понятие оскорбления определено в статье 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Оскорбление подразумевает унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Оно может выражаться словами, которые имеют негативный смысл и отрицательно характеризуют моральный облик или личность человека.

Ученик, оскорбивший педагогического работника, может быть привлечен судом к административной ответственности в виде штрафа по статье 5.61 КоАП РФ при условии, что на момент правонарушения ему исполнилось 16 лет.

Сроки давности привлечения к ответственности составляют 3 месяца, поэтому заявление о нанесенном оскорблении следует подавать в органы прокуратуры сразу после инцидента, так как дела об административных правонарушениях данной категории возбуждаются исключительно прокурором.

Факт оскорбления подлежит доказыванию, в том числе через свидетельские показания. Для полного разбирательства необходимо представить подробные сведения о произошедшем событии (дату и время, место, участников и очевидцев происшествия, которые могут подтвердить инцидент; указать, в чем именно выразилось оскорбление, желательно также предоставить ссылки на документы, если в образовательном учреждении проводились разбирательства по поводу произошедшего и при возможности приложить их копии).

Привлечение к административной ответственности за оскорбление не освобождает виновного от обязанности денежной компенсации морального вреда в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Таким образом, у потерпевшего есть право на возмещение в судебном порядке причиненного ему оскорблением морального вреда на основании личного заявления в суд о его взыскании.

Советуем прочитать:  Правописание слова "паспорт" во множественном числе: правильное окончание, примеры употребления

Согласно статье 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны уважать честь и достоинство работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

В соответствии со статьей 150 ГК РФ достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна относятся к нематериальным благам, принадлежащим человеку от рождения или в силу закона.

Если в результате правонарушения причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то положена его денежная компенсация в судебном порядке. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер которой определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации учитываются требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Однако за оскорбление, совершенное учеником младше 14 лет (считается малолетним), он самостоятельно отвечать не может, так же как и за причиненный им вред. В таком случае, согласно статье 1073 ГК РФ, за вред, причиненный малолетним, находившимся под надзором, отвечает тот, кто осуществлял надзор, в данном случае — образовательная организация. Если образовательная организация докажет отсутствие своей вины в причинении вреда педагогическому работнику, то возмещать моральный вред обязаны законные представители малолетнего (родители).

Кроме того, за оскорбление можно не только понести административную и гражданско-правовую ответственность (как за нанесение ущерба чести и достоинству), но и быть привлеченным к дисциплинарной ответственности.

Педагогический работник вправе сообщить администрации учебного заведения о факте оскорбления, чтобы виновный ученик был привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами статьи 43 Закона об образовании. Также можно обратиться в комиссию образовательной организации по урегулированию споров между участниками образовательного процесса.

Более того, неисполнение или ненадлежащее исполнение законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по воспитанию является основанием для их привлечения к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ.

Протоколы по данной статье составляют должностные лица органов внутренних дел, а рассматривают такие дела комиссии по делам несовершеннолетних либо суды.

Родители будут платить штрафы, если их ребенок оскорбит учителя

В Екатеринбурге старшеклассник напал на пожилого учителя, вызвали «скорую». В Псковской области ученик ударил преподавателя и повалил его на пол. В Москве школьник начал буянить и распускать руки прямо на уроке физики. Недавние образовательные новости напоминают криминальную хронику, а профессия педагога все чаще называется одной из самых опасных.

Советуем прочитать:  Топ-39 лучших настольных игр для любой компании

Общероссийский профсоюз образования разработал законопроект, серьезно ужесточающий ответственность родителей за издевательства их детей над учителями. Например, за оскорбление педагога — штраф до пяти тысяч рублей. В случае ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей — штраф предлагается увеличить в шесть раз — с 500 до трех тысяч рублей. Также рекомендованы поправки в Уголовный кодекс: за нападение и насильственные действия в отношении педагогов — лишение свободы до трех лет.

По данным исследований, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Выгорание и уход из профессии стали частыми явлениями.

— События, когда учителя становятся жертвами насилия, к сожалению, продолжаются. Когда мы разрабатывали эти предложения, мы понимали, что в обществе они будут восприняты неоднозначно, — сообщил заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. — Но мы считаем, что такие законодательные инициативы необходимы, так как это дополнительный правовой механизм. Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию.

Согласно исследованию ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. Международные исследования показывают, что 57 процентов российских учителей считают, что их труд не ценится в обществе. Риски профессионального выгорания становятся реальностью, и уход из профессии уже не редкость. Но помогут ли изменить ситуацию повышенные штрафы?

— Решение проблемы требует комплексного подхода. В первую очередь, необходимо повышать социальный статус учителя и обеспечивать ему достойное положение в обществе, — считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Смирнов.

В Комитете Госдумы по образованию и науке начали работу над другим законопроектом в защиту учителя.

Рабочее название — «О статусе педагога». В него предполагается включить определенные льготы. По словам заместителя председателя профильного комитета Любови Духаниной, предложения по законопроекту поступают со всей страны.

Во многих российских школах уже пытаются решить проблему конфликтов с помощью установки видеокамер. Фото: Сергей Михеев

— Следует ли усиливать ответственность за недостойное поведение детей? Безусловно, это необходимо. Однако также нужны системные меры поддержки педагогов. Учителям необходимы четкие нормы по рабочей нагрузке. Они хотят получить льготы, позволяющие их детям обучаться в той же школе или детском саду, где они работают. Также предлагается упорядочить систему повышения квалификации, предусмотреть специальную медицинскую помощь и реабилитацию для учителей, — отметила Любовь Духанина. — Педагогическая работа особенная. У нас даже есть такое понятие, как «голосовые нагрузки». Учителя, конечно, хотят, чтобы медики уделяли внимание особым формам поддержки их здоровья. Что касается конфликтов, то, на мой взгляд, необходимо более четко прописать механизмы их разрешения и внедрить технологии медиации в школах.

По данным опроса ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования», 41 процент родителей считают, что причиной конфликтов в школе может быть стиль преподавания и общения учителя с ребенком.

Во многих российских школах уже пытаются решать эту проблему с помощью технологий, устанавливая видеокамеры. По словам директора московской школы № 1409 Ирины Ильичевой, камеры установлены даже в спортивных залах. В Англии многие учителя начали носить мобильные нагрудные видеорегистраторы. Под таким наблюдением подростки трижды подумают, прежде чем хамить учителю, ведь всегда есть доказательства для суда. Британские педагоги утверждают, что дети стали вести себя гораздо лучше.

Советуем прочитать:  ЭТФСС РЖД: Описание, Принципы Работы и Ключевые Преимущества

Однако российские эксперты пока осторожны в отношении видеорегистраторов.

— Мнения здесь кардинально противоположные. С одной стороны, видеозаписи могут помочь в оценке и разрешении конфликтов. С другой стороны, у учителя должно оставаться личное пространство и защита от постоянного наблюдения. Поэтому каждое решение нужно тщательно обдумать и взвесить последствия, — отметила на круглом столе в «Учительской газете» директор школы № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко. Кстати, законопроект «О статусе педагога» разрабатывается в Госдуме по инициативе этого издания.

На круглом столе также были озвучены данные опросов родителей. 41 процент родителей считают, что причиной конфликта в школе может стать стиль преподавания и общения учителя с ребенком. 29 процентов называют более конкретную причину конфликтов — проблемы с классным руководителем.

Татьяна Суздальницкая, член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

— Я против повышения штрафов. Почему? Учителей чаще всего оскорбляют и бьют подростки из неблагополучных семей или мажоры, которые чувствуют себя безнаказанными, и для их родителей штрафы ничего не значат.

Но есть и другая категория детей, которые вступают в конфликты. Это дети, которых учитель систематически травил. Если вводить повышенные штрафы за оскорбление учителя, кто будет оценивать степень оскорбления? Как подтвердить психологическое давление на ребенка? Все будут обращаться в суд? Тема очень сложная, и простых решений здесь нет.

Основная проблема в том, что система профилактики правонарушений у нас неэффективна. Школа не может избавиться от злостного хулигана. Вызвать родителей, сделать выговор и замечание, подать сигнал в опеку, в комиссию по делам несовершеннолетних — вот и все. Но не пускать на урок ребенка нельзя, это нарушает его право на образование. Перевести на другую форму обучения тоже невозможно.

Школа должна иметь возможность быстро и адекватно защититься от хулигана, который терроризирует весь класс, еще до того, как он совершит серьезное правонарушение.

В Ульяновской области с января этого года вступил в силу местный закон «О статусе педагога». В нем предусмотрены положения о кодексе профессиональной этики учителя, создании единой бесплатной «горячей линии» для педагогов. В школах Ульяновской области введены новые должности: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь. Для них предусмотрены значительные доплаты — от 6150 до 12300 рублей ежемесячно. Прием документов на участие в отборе, который позволит учителю получить эту категорию, стартовал 20 февраля и завершится 28 февраля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector