Избиение ребенка отцом: ответственность и возможные наказания

Какое наказание грозит отцу, если он применил физическое насилие в отношении своего ребенка? И какую статью применят в таком случае?

Неприемлемость жестокого обращения с детьми

Согласно положениям статей 63-65 Семейного кодекса РФ, родители обязаны и имеют право воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, включая их здоровье, физическое и психическое развитие, а также нравственное и духовное формирование.

Родители обладают первоочередным правом на образование и воспитание своих детей в отличие от всех остальных лиц. Родители обязаны гарантировать, что их дети получат общее образование. Охрана прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родительские права не должны противоречить интересам детей. Обеспечение интересов детей должно быть основной заботой их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не имеют права наносить вред физическому и психическому здоровью детей или их этическому развитию. Методы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, унижение или эксплуатацию детей, лишающие их достоинства.

Родители, которые в ущерб правам и интересам детей злоупотребляют родительскими правами, несут ответственность в соответствии с законом.

Что подразумевает понятие насилия над ребенком?

В течение долгого времени общество считало нормой жестокое обращение с детьми в семье. Детей рассматривали по аналогии со владением родителей или домашних животных. Например, в 1874 году в США было вынесено первое решение по делу о жестоком обращении с ребенком, основанное на том, что ребенок является животным, так как в стране существовали законы о защите животных, но не было законов о защите детей. Эта ситуация, хотя и абсурдна, наглядно демонстрирует, что насилие над ребенком существует там, где его не рассматривают и не уважают как личность.

После принятия Конвенции ООН о правах ребенка в 1989 году, ситуация кардинально изменилась: ребенок теперь рассматривается как самостоятельный субъект права. Организация Объединенных Наций подчеркивает, что из-за своих особенностей – незащищенности, зависимости от взрослых и потенциала развития, ребенок нуждается в большей, а не меньшей защите от насилия, чем взрослый человек.

Насилие над ребенком — это не только физическое воздействие. Существуют различные формы насилия:

Физическое насилие представляет собой нанесение физических травм, телесных повреждений, причинение физической боли, а также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, иных отравляющих веществ, связывание, ограничение свободы, попытки удушения и т.д. Физическое насилие – это не только

В средствах массовой информации часто упоминаются заметные случаи причинения травм детям, но также существуют и другие формы физического наказания, которые общество зачастую считает нормой.

Психологическое насилие, или насилие эмоциональное. Это оскорбления, унижения, отвержение и игнорирование ребенка, запугивания и угрозы, включая угрозы по отношению к тем, кого ребенок любит, использование неприемлемой лексики в адрес ребенка, насмешки, демонстрация неприязни, неправомерно высокие ожидания и требования. Этот вид насилия особенно распространен и трудно выявляем, однако даже такое психологическое насилие может иметь серьезные последствия, не менее трагические, чем физическое насилие.

Сексуальное насилие – это использование взрослыми детей против их воли или детей, находящихся в зависимом положении, для удовлетворения своих сексуальных потребностей. В данном случае нет необходимости применять угрозы и силу для принуждения детей к сексуальным действиям, так как главное в таких действиях – сам факт их совершения. Дети обычно не осознают или не полностью осознают характер и последствия этих действий и очень сильно зависят от взрослых.

Также к видам насилия относится пренебрежение потребностями ребенка. Это может быть связано как с неудовлетворением его основных физиологических потребностей (в пище, жилье, гигиене, медицинском обслуживании и т.д.), так и с недостаточным удовлетворением его эмоциональных потребностей (забота, внимание, тепло со стороны родителей). Эта категория также включает в себя эксплуатацию ребенка через тяжелый труд и воздействие деструктивных обстоятельств, таких как алкоголизм и наркомания родителей.

В Российской Федерации основные нормативные акты, которые устанавливают ответственность за насилие над детьми, включают Семейный кодекс, Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.

Связанная с гражданско-правовой ответственностью

Согласно статье 65 Семейного кодекса РФ, «при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять физический и психический вред детям, а также наносить ущерб их нравственному развитию. Воспитание детей должно исключать жестокое, грубое и пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию детей, унижение человеческого достоинства.»

За нарушение этой нормы, Семейным кодексом предусмотрены следующие меры ответственности:

• немедленное отнятие ребенка у органов опеки и попечительства в случае угрозы его жизни и здоровью (статья 77);

• судебное ограничение родительских прав на срок до 6 месяцев (статья 73);

Суд может лишить родителей их прав (согласно статье 69). Одной из причин для такого лишения является жестокое обращение с детьми, включая физическое, психическое или сексуальное насилие над ними;

Уголовный кодекс устанавливает ответственность за самые серьезные случаи насилия над ребенком.

Наиболее строгая ответственность возникает в случае убийства, особенно если убийство совершено ребенка. Особое преступление считается убийство новорожденного ребенка матерью.

Лицо, применяющее насилие к ребенку, также может быть привлечено к ответственности за следующие преступления:

  • статья 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
  • статья 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);
  • статья 113 (причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии аффекта);
  • Умышленное причинение легкого вреда здоровью — статья 115;
  • Побои — статья 116;
  • Истязание — статья 117;
  • Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности — статья 118;
  • Изнасилование — статья 131;
  • Насильственные действия сексуального характера — статья 132;
  • Понуждение к действиям сексуального характера — статья 133;
  • Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста — статья 134;
  • Развратные действия — статья 135;
  • Оставление в опасности — статья 125;
  • Неоказание помощи больному — статья 124;
  • Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего — статья 156;
  • Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей — статья 157;
  • Доведение до самоубийства — статья 110;
  • ст.119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
Советуем прочитать:  Ученик оскорбил учителя

В ОТНОШЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях налагается ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Иметь право отшлепать ребенка — это право родителей?

Пороть или не пороть — этот почти гамлетовский вопрос стал главным во время слушаний в Общественной Палате по теме «Раскрытие религиозных и национальных традиций в контексте прав родителей на воспитание детей». Заголовок слушаний, хоть и обширен и размыт, на самом деле затрагивал очень конкретные вещи.

< p >Что значат права родителей и права детей, что означает воспитание и какое значение имеет наказание? Может ли оно быть приемлемым в процессе воспитания?

Выступающие не касались вопроса ювенальной юстиции, однако присутствующим стало понятно, что вопрос о правах родителей непосредственно связан с ювенальной юстицией. Глава Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, заявил, что «родители имеют полное право формировать мировоззрение ребенка, и для этого необходимы меры, которые обеспечат гарантии для каждой семьи».

Протоиерей Всеволод считает, что основной угрозой в современности является вмешательство государства в целостность семьи и право родителей на воспитание детей. Он видит выход из этой проблемы в закреплении прав родителей на воспитание детей в законодательном порядке. По его мнению, в права родителей должны входить «формирование мировоззрения ребенка, включая отношение к религии, режим дня, учебные и домашние обязанности, общение с противоположным полом и другие аспекты». Однако протоиерей Всеволод также подчеркнул, что различные меры могут применяться в отношении детей разного возраста, поэтому важно учитывать термин «эволюционирующие права ребенка». «До определенного возраста можно применять физическое воздействие, — сказал протоиерей Всеволод. — Право на это есть у родителей, и отрицание этого права означает отрицание жизни».

Многие представители общественных организаций пришли к выводу, что воспитание включает в себя наказание и вопрос о том, наказывать ребенка или нет, должен решаться каждой семьей самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств.

Николай БРОДОВСКИЙ, помощник главного редактора журнала «Человек и право», не придерживаясь взглядов на применение физического воздействия на детей, все же отклоняется к введению юридического регулирования права родителей на наказание детей. По мнению Николая БРОДОВСКОГО, ювенальная система предпринимает все возможные меры для разрыва поколений, и уже выполнена значительная работа по удалению воспитательной составляющей из школы, а также выведено такое важное понятие, как наказание, из воспитательного процесса. «В русском языке понятие наказания не считается негативным», — отметил Николай БРОДОВСКИЙ, — «а, наоборот, является положительным, и поэтому требуется законопроект, который бы однозначно регулировал допустимые меры наказания».

Представитель общероссийского общественного движения «Католическое наследие» Ярослав Терновский считает, что ответ на данный вопрос не может быть однозначным, и создать четкий юридический стандарт по этой проблеме невозможно. По его мнению, необходимо обсуждать эту тему более подробно, учитывая, что здесь нет быстрого решения. Проблема касается не только физических наказаний и насилия над детьми, но и взгляда взрослых на детей и на соответствующие наказания. Это действительно сложно.

Лидер межрегионального общественного движения «Семья, любовь, отечество» Людмила Рябиченко предлагает изменить направление обсуждения, объявив, что нужно говорить не о наказании самом по себе, а о праве родителей ограждать детей от неправильных поступков. В этом смысле даже внушение может рассматриваться как наказание. Она подчеркивает, что если наказание правильное и сделано с любовью, то ребенок его правильно воспринимает. По словам Рябиченко, детская психика так устроена, что когда дети не видят ответной реакции со стороны родителей, даже в виде наказания, они ощущают заброшенность. Она называет физическое наказание «шлепком любовью» и утверждает, что оно необходимо. Она также считает, что данная тенденция связана с государственным контролем за воспитанием детей и отнимает функцию воспитания у родителей.

Рябиченко подводит итог, заявляя, что данную тенденцию нужно остановить. Она утверждает, что сейчас их движение разрабатывает Концепцию семейной политики в ответ на эту угрозу.

Эксперт общественной программы «Детство» Ирина КОМАРОВА предложила сместить акцент не только на право на воспитание, а скорее на ответственность родителей за воспитание, которое включает в себя и педагогический опыт, и семейные традиции. В то же время у большинства молодых родителей отсутствует даже элементарный педагогический опыт, даже если они обладают педагогическим образованием. Поэтому сотрудниками университета совместно с Ириной Ильиничной был разработан курс для родителей, которые хотят приобрести навыки в воспитании детей, и он будет проводиться на базе МГГУ.

Руслан ТКАЧЕНКО, представитель Московского городского родительского комитета, считает, что родители применяют насилие в отношении детей по различным причинам. Хотя мотивация может быть разной, результат одинаковый — это избиение. Мотивы, по которым происходят избиения, нам неизвестны.

Руслан Анатольевич утверждает, что если человек применяет насилие только потому, что это делают все, то такой человек не знает, как правильно воспитывать ребенка и сам нуждается в воспитании.

Алла ГЕРБЕР, член Общественной палаты РФ, полностью согласна с этим тезисом. Она считает, что многие молодые родители не знают, как воспитывать своих детей, и используют только физическое наказание. Алла Ефремовна считает, что наказывать слабого человека и эксплуатировать его беспомощность — признак слабости самого человека. Она также утверждает, что права ребенка главнее прав родителей, и многие родители даже не подозревают о существовании прав ребенка, которые можно защищать в суде. Она наблюдает множество молодых мам, которые не знают, как воспитывать детей, и ограничиваются обычными фразами угрозы. Алла Ефремовна полагает, что в нашем обществе отсутствует культура воспитания, и даже семьи с высшим образованием ничего не знают о сложной политике отношений с ребенком и о пластике воспитания. Она сравнивает современную семью с рыбой, которая бултыхается в тазике, не зная, что делать. Она предлагает добавить в понимание современного общества понятие о праве семьи на воспитание ребенка. «Чтобы уважать семью, мы должны уважать права этой семьи и права ребенка», — говорит Алла Ефремовна.

Советуем прочитать:  Ремонт дамбы Нижегородской ГЭС начнется 23 мая. Введут реверсивное движение

Вопрос «бить или не бить» — это прежде всего вопрос не только об отношениях взрослого с ребенком, но прежде всего о взаимоотношениях взрослого с самим собой. Завершая обсуждение, протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что многие критикуют Патриарха Кирилла за то, что он сводит общественные проблемы к личным проблемам, но этого нельзя избежать. По словам протоиерея Всеволода, во время своего служения он видел много семей, в которых родители не знают, чего они хотят от жизни, а дети с детства воспитываются как алкоголики и наркоманы. «Многие люди находятся в состоянии душевной темноты, которая может быть даже наследственной», — добавил протоиерей Всеволод, — «но это не значит, что мы должны сказать, что люди могут сами перевоспитаться, государство и общество могут и должны влиять на эти процессы». Все участники слушания заявили, что эту тему нужно продолжить обсуждать на других площадках и она не может быть исчерпана в рамках только одного слушания.

Вы находитесь здесь, и у нас есть просьба. Этот рассказ благодаря поддержке наших читателей. Даже самое незначительное ежемесячное пожертвование помогает нам продолжать работу редакции и создавать важные материалы для людей.

Можно ли применять физическую силу в отношении детей

Некоторые родители используют физическое воздействие в процессе воспитания своих детей, другие не могут справиться с разрушительной активностью своего ребенка и поэтому прибегают к наказанию, третьи просто не знают других способов воздействия, а четвертые принимают такие методы наказания из-за передачи модели поведения из поколения в поколение. Можно ли применять физическую силу в отношении детей? Какие последствия таких методов наказания могут повлечь за собой для психики и здоровья ребенка? Детский психолог Юния Корнеева и невролог Виктория Габышева отвечают на эти вопросы.

Можно ли физически наказывать ребенка

Можно ли физически наказывать детей за мелкие правонарушения, такие как разбитая ваза, уроненный горшок с цветком, отобранная игрушка у другого ребенка, оторванные обои, произнесенное непристойное слово?

Ю. К.: Несмотря на то, насколько гнусными и отталкивающими являются действия вашего ребенка, важно не выражать ему свои эмоции, а сохранять спокойствие и разумность. При этом главная цель родителей состоит в том, чтобы во время наказания не ущемить чувство безопасности и защищенности у ребенка. То есть главное сообщение должно быть не «Ты плохой», а «Ты совершил плохой поступок». Почувствуйте разницу?

В. Г.: Если вы решили шлепнуть ребенка, то сначала встаньте на его уровень: присядьте или опуститесь на колени, чтобы находиться с ним на одной высоте. После этого задумайтесь, как он может ответить вам в случае, если на него будет проявлено физическое воздействие, и как он сможет защитить себя.

Самое ужасное для маленького ребенка — это неспособность сказать: «Так нельзя со мной обращаться и трогать руками». Важно никогда не переступать границу физического воздействия.

Что происходит с малышом во время наказания?

Ю. К.: Наиболее важное и ужасное — это потеря ощущения защищенности и безопасности. Именно это ощущение является основой для нормального психологического развития ребенка. Этот процесс схож с постройкой дома: без прочного фундамента невозможно возвести стены и установить крышу.

Если речь идет о нападении на ребенка, то у него возникает физиологический процесс, который приводит к сжатию всех внутренних структур, в том числе и ануса, сфинктера. Ребенку хочется укрыться в своем «домике». Этот страх, направленный на него, вызывает блокировку и создает преграду во всем кровотоке, что приводит к гипоксии и невозможности адекватно реагировать на окружающий мир. Это и становится причиной отставания в развитии.

Какой возраст является наиболее чувствительным, когда применение насильственных методик приводит к серьезным проблемам?

Ю. К.: Физическое наказание имеет серьезные последствия для развития детей. Даже в раннем возрасте, когда ребенок эмоционально связан с мамой, физическая боль, нанесенная ею, может навредить его психоэмоциональному состоянию. Эти последствия сохраняются и после трех лет, оставляя отпечаток на душе ребенка. Хотя такие методы могут научить его подчиняться и исполнять желания родителей, стоит помнить, что он унесет с собой это умение, когда покинет семью. И тогда вопрос о том, кому он будет подчиняться впоследствии, остается открытым!

Какие могут быть последствия для психики?

Какие последствия могут проявиться после внешне незначительных ударов по губам или попе, которые по мнению родителей являются безобидными?

Юрий Карлович: Любое физическое наказание, будь то удар, шлепок, подзатыльник, резкое одергивание за руку, оказывает одинаково отрицательное воздействие на ребенка. Физическое воздействие на ребенка можно сравнить с попыткой починить микросхему кувалдой. При использовании таких методов психосексуальное развитие замедляется, природные способности и таланты остаются неразвитыми. Это подобно сорванному зеленому апельсину, от которого ожидают сладкого вкуса.

Владимир Григорьевич: Дети, постоянно ждущие физического наказания и всегда вздрагивающие от него, не способны сосредоточиться ни на игрушках, ни на уроках.

Когда родители физически наказывают ребенка, он может испытывать страх перед ними. Со временем этот страх превращается в невроз, глубокую обиду и ненависть. В таком состоянии малышу легче избегать контакта с мамой и папой, предпочитая сидеть в углу и играть в одиночку. Позже такому ребенку становится очень сложно приспособиться к окружающему миру, особенно в общении со сверстниками и другими людьми в детском саду или школе.

Я работала с детьми в возрасте от 6 до 15 лет, которые испытывают ненависть к своим родителям. Они говорят: «Мне приходится терпеть это», «Я не знаю, когда это закончится», «Я хочу, чтобы меня перестали бить».

С ними мы учимся открывать свое сердце для любви, нежности и заботы. Их извлечение — сложная задача. В таких ситуациях родители иногда говорят, что их дети стали замкнутыми, уединенными. Но настоящая причина в том, что с каждым ударом у ребенка накапливается боль и нарушается естественная связь с семьей. В семье, где есть насилие, взаимопонимания никогда не будет.

Советуем прочитать:  Что делать при ДТП с припаркованным автомобилем?

Униженный ребенок постоянно чувствует себя одиноким. В таком состоянии он может оказаться в плохой компании, начать злоупотреблять вредными привычками, задумываться о суициде. Он будет искать себя. Невозможно изменить его мировоззрение, потому что то, что ему не хватает, он будет искать в «наслаждениях».

Человек, который в детстве страдал от физического насилия, всегда проявляет повышенную осторожность в общении с окружающими: он подозрительно относится к резким движениям и звукам. У него возникают трудности в поиске друзей, так как он испытывает трудности с доверием к кому-либо, в том числе в отношениях с партнером. Впоследствии у такого человека возникают низкая самооценка и недостаток уверенности в себе и в жизни. Кроме того, он всегда будет подвержен праву сильного: либо он будет ощущать силу других людей над собой, либо сам начнет использовать свою силу в отношении более слабых — детей или своего партнера.

Как физическое насилие влияет на восприятие личных границ?

Если в семье не учитывается мнение ребенка, то к его физическим границам относятся безразлично. Более того, его эмоции и попытки выразить свое «нет» вызывают у родителей раздражение и агрессию. В результате, окружающий мир так же относится к ребенку — например, закрепляется такой сценарий, что его будущий партнер может применять к нему физическое и психологическое насилие. Такие дети, уже будучи взрослыми, чаще всего вступают в отношения с абьюзерами.

Если вы наказали малыша в возрасте 1,5-2 года, то это означает, что вы позволили обращаться к его телу жестоко. В тот момент, когда ребенок станет взаимодействовать с окружающим миром, он будет понимать, что к нему можно обращаться с силой, грубостью, ненавистью и гневом. В результате, нарушается граница его личной неприкосновенности.

Как физические наказания влияют на физическое и психологическое здоровье ребенка

Какие части тела нельзя никогда бить и почему?

В. Г.: В случае удара по голове у ребенка возможны некоторые негативные последствия, такие как минимальная мозговая дисфункция, гематома, кровоизлияние и микротравма головного мозга. Если ударить по губам, то это может привести к травмам в области виска или лобных долей.

Точную силу удара невозможно определить, так как он обычно наносится в состоянии эмоционального волнения. Кроме физических последствий, можно также заметить, что ребенок начинает хуже понимать и говорить.

У таких детей начинает проявляться дефицит внимания и гиперактивность.

Стоит ли брать на вооружение родительский опыт

Есть ли какая-то статистика, о том, как сохраняется родительский опыт у выросших детей, которых раньше били, когда они уже сами становятся родителями?

В. Г.: В 90% случаев ребенок, который подвергается насилию, будет действовать так же, поскольку он не знает другого способа. Однако есть те, кто, достигнув зрелости, осознают, что не хотят обращаться с своим малышом жестоким образом.

Ю. К.: Часто родители говорят: «Меня били в детстве, и ничего: я вырос нормальным человеком!» Но это опасная ловушка, потому что очевидно, что методы воспитания, которые были популярны 25–30 лет назад, совершенно не подходят для современных детей. Мир, общество и сами дети изменились кардинально с прошлого поколения. Объем психических нагрузок на современных детей намного превышает те, с которыми мы сталкивались 30 лет назад.

Как правильно воспитывать детей

Какие правила следует соблюдать, чтобы адекватно реагировать на плохое поведение ребенка, не прибегая к физическому воздействию?

Важно запомнить, что наказание применяется в отношении ребенка с целью объяснить ему что-то, научить, установить границы дозволенного, а не унизить, оскорбить или обидеть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector