Различие понятий объекта и предмета в разговоре почти не ощутимо. Объект и предмет часто являются синонимами и взаимозаменяемыми словами. В процессе изучения науки люди часто сталкиваются с этими понятиями и не всегда понимают их значения. В этом вопросе мнения расходятся, так как в некоторых науках объект и субъект имеют схожие значения, а в других их значения значительно различаются и каждый термин несет свой смысл.
Предмет – более обширное понятие, тогда как объект является его частью. Предмет не связан конкретно с изучением чего-либо, так как традиционно это очень широкая сфера.
Объект, или предмет, рассматривается как наиболее обширное значение и является синонимом только того, что действительно существует. Например, процесс или действие, которое может существовать в виде субъекта или объекта одновременно, в некоторых случаях называется предметом. В этом варианте объект – это предмет, который реально существует. Конечно, это не событие и не действие. Это неодушевленная вещь, которая одновременно определяется как объект и субъект, в зависимости от поставленной задачи или цели. Объектом называют категорию предметов, явлений или процессов, которые исследует субъект, называемый также наблюдателем.
Предмет — это скорее процесс или действие, порождающее проблематичную ситуацию и выбранное индивидуумом для исследования. Объект — это то, что находится в рамках предмета. Предмет — это та часть научного знания, которой исследователь занимается в каком-либо деле. Объект изучения — это элемент задачи, изучая который, мы узнаем целый предмет, подчеркивая его основные, более значимые характеристики. Объект диссертационного исследования часто совпадает со значением его темы или близок к ней. Предмет и объект исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
В роли субъекта часто выступает человек, группа людей или целое общество, которое приняло объект в качестве предмета наблюдения, рассмотрения или исследования. Субъектом считается одушевленное существо, которое познает внешний мир, окружение и любой предмет, влияющий на него.
Основные концепции субъекта
Психический субъект (индивидуальный субъект). В этой концепции субъект напрямую характеризует человека, выполняющего познавательный процесс. Такая точка зрения близка к нашему повседневному опыту и более распространена. В рамках данной концепции познающий рассматривается как генератор внешних действий, с определенной степенью восприятия предмета. Этот подход не учитывает функциональную и полезную природу поведения субъекта, предполагая, что последний способен сохранять и создавать объект познания.
Априорный субъект. Эта теория утверждает, что существует инвариантное и устойчивое «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает целостность знания в контексте разных эпох и культур. Его обнаружение определяет основную составляющую всей теоретико-познавательной активности.
Корпоративный субъект фактически реализуется через совместные усилия множества индивидуальных эмоциональных субъектов. Примером такого типа субъекта является коллектив, общество или организация людей.
Антитеза объекта и субъекта представляет собой один из наиболее результативных методов решения задач во многих научных областях и вопросах. Противопоставление неизбежно ведет к истине, подобно спору, позволяя анализировать, искать различные пути решения и находить выход из сложных ситуаций. Зачастую отношения или действия, направленные на объекты, разрешаются исключительно субъектами.
Стоит подчеркнуть, что предмет и объект изучения, а также его цели и задачи, зависят исключительно от выбранной темы и плана исследователя.
В трудовых отношениях субъектом является личность, участвующая в процессе. Продукт, над которым осуществляется трудовая деятельность, является объектом. Таким образом, главное различие между этими категориями заключается в направлении действия. Только субъект способен изменять реальность, выделяясь из неё.
Основные различия между объектом и субъектом можно обозначить четырьмя основными пунктами. Среди них выделяют:
1. Направление действия. Субъект — это человек, который преобразует исходную реальность, наполняя её новыми элементами. Действие исходит от него. Объект, напротив, принимает эти изменения или сохраняет первоначальную форму. Действие всегда направлено на него. Например, студент юрфака (субъект) изучает международное право (объект), приобретая новые знания.
2. Дееспособность. Субъект способен самостоятельно принимать решения относительно дальнейшего развития событий. Объект подчиняется этим решениям и действиям, трансформируясь и изменяясь.
3. Проявление. Субъект проявляет себя через активные действия, выделяя себя из окружающей реальности. Например, так поступают политические лидеры, управляя той или иной сферой отношений. Объект, наоборот, проявляется через пассивное принятие действий субъекта.
4. Одушевлённость. Объект, как правило, является неодушевлённым (продукты питания, объект труда, общественные блага). В то время как действие направлено на людей (помощь социального работника конкретному человеку). Субъект всегда наделён разумом и волей, что свидетельствует о наличии сознания, характерного для живых существ (ребёнок, дипломат, должностное лицо) или социальных образований (унитарное предприятие, некоммерческая организация).
Субъект и объект
Иногда при употреблении терминов «субъект» и «объект» возникает путаница. Эти понятия похожи по написанию и звучанию, но по смыслу они значительно отличаются друг от друга. В обществознании они встречаются часто, так как являются основополагающими. Давайте разберёмся, что такое объект и субъект и в чём состоит их различие.
Что мы узнали?
Субъектом можно назвать человека или группу лиц, совершающих осмысленные действия. Объектом является предмет, на который направлена эта деятельность. Важно уяснить разницу между этими понятиями, так как они являются основополагающими в обществознании.
Субъектом можно назвать человека или группу лиц, совершающих осмысленные действия. Объектом является предмет, на который направлена эта деятельность. Важно уяснить разницу между этими понятиями, так как они являются основополагающими в обществознании.