Претензия в банк

Претензия в банк представляет собой документ, с которым каждый клиент банковских услуг может обратиться в кредитную организацию, если его законные права и интересы были нарушены. В этом тексте мы рассмотрим основные причины для подачи претензии в банк, предоставим инструкцию по её подготовке и рассмотрению.

Важно! Вы можете скачать этот документ в КонсультантПлюс.

Споры с банками

Банковскими услугами пользуются все граждане без исключения, будь то дебетовая карта, кредит, накопительный счёт, вклад и т.д. Деятельность кредитных организаций регулируется рядом нормативных правовых актов, устанавливающих правила их работы. В частности, это следующие документы:

  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Закон «О защите прав потребителей».

Согласно закону, кредитные организации предоставляют финансовые услуги гражданам и обязаны следовать положениям закона о защите прав потребителей. В случае нарушения прав клиента и отказа в их добровольном восстановлении банк может понести серьёзную ответственность, включая административные взыскания или выплату неустоек клиенту.

Претензия или жалоба

Важно понять разницу между претензией и жалобой, так как на первый взгляд они кажутся похожими. Однако у них есть существенные различия.

Во-первых, жалоба направляется не в сам банк, а в вышестоящие контролирующие органы, такие как Центробанк, Роспотребнадзор или прокуратура. Это привлекает к разбирательству третьи стороны в лице представителей государственных ведомств.

Во-вторых, жалоба содержит просьбу разобраться в вопросе, но не восстанавливает нарушенные права клиента. В случае банка это может касаться блокировки счёта или несанкционированного списания средств, что можно считать убытками или неосновательным обогащением.

О том, как правильно пожаловаться на кредитную организацию, мы уже рассказывали в другом нашем материале на сайте.

Основания для претензии

Так как банки предоставляют разнообразные финансовые услуги, можно выделить несколько типичных нарушений прав граждан. Рассмотрим некоторые из них.

Первое – навязывание дополнительных услуг и их несанкционированное подключение. Закон о защите прав потребителей и ГК РФ запрещают навязывание услуг, т.е. ограничение предоставления одной услуги до подключения другой. Это одно из самых распространённых нарушений прав клиентов банка. В отделении кредитной организации вам могут предложить множество услуг, начиная от СМС-оповещений и заканчивая онлайн-кинотеатром. Более того, некоторые сотрудники могут отказать в предоставлении базовой услуги до подключения условного онлайн-кинотеатра. В этом случае претензия будет касаться отключения ненужной услуги.

Второй аспект – списание денежных средств. Только судебные приставы и сам банк могут списывать денежные средства без ведома держателя счета. Банковские организации имеют право на это на основании исполнительных документов, полученных от взыскателя (исполнительный лист или судебный приказ). Если вы уверены, что списание средств с вашего счета не имело оснований, но деньги пропали, незамедлительно подавайте претензию, требуя вернуть средства вместе с процентами за каждый день их использования.

Советуем прочитать:  Акт проверки эффективности работы вентиляции

Третий аспект – изменение условий кредитного договора в одностороннем порядке. Это может включать повышение процентной ставки или увеличение суммы ежемесячного платежа. Все подобные изменения должны обсуждаться с клиентом и не могут производиться без его ведома и согласия.

Как составить претензию

В первую очередь нужно уделить внимание шапке документа. В правом верхнем углу страницы следует указать полное наименование организации, с которой у вас заключен договор на оказание банковской услуги, ФИО и должность руководителя местного отделения, а также юридический адрес офиса. Здесь же указываются ФИО клиента банка, который подает претензию, серия и номер его паспорта, а также место прописки.

Далее необходимо отметить, что вы являетесь клиентом банка, имеете в нем счет, оформляли кредит, ипотеку, страховку или что-то еще. Следует сослаться на заключенный договор с кредитной организацией, указав дату его составления и уникальный регистрационный номер.

В основной части документа указывайте, каким образом организация нарушила ваши права как клиента банка. Опишите конкретные нарушения и поясните, как вы их квалифицируете. Если дело касается списания средств, четко укажите суммы. Также будет полезно указать ФИО сотрудника банка, с которым вы взаимодействовали.

В завершение обращения к представителю банка, выдвигайте свои требования о прекращении незаконных действий или возврате денежных средств. Если в течение тридцати дней не будет ответа или поступит отказ, можно смело обращаться в суд общей юрисдикции. Процедура может занять несколько месяцев, но вы сможете добиться результата.

Претензия к банку на возврат денежных средств: образец заявления 2025

Заявление в кредитную организацию
о признании недействительным условия кредитного договора о взимании комиссии за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета и применении последствий недействительности части сделки в виде возврата денежных средств

[Число, месяц, год] между [наименование Кредитора] и мной, [Ф. И. О. заемщика], был заключен кредитный договор N [значение], согласно которому Кредитор предоставляет Заемщику кредит в сумме [значение] рублей с выплатой процентов в размере [значение] % в год на приобретение объекта недвижимости — [вписать нужное] на срок до [число, месяц, год]. Заемщик обязуется возвратить Кредитору полученный кредит и выплатить за его использование проценты в размере, в сроки и на условиях, определенных в кредитном договоре.

Советуем прочитать:  Как оплачивается больничный лист в случае травмы в 2019 году

В вышеуказанный кредитный договор Кредитор включил условие (пункт [значение]), что при открытии Кредитором Заемщику ссудного счета, последний уплачивает за его обслуживание единовременный платеж (тариф) в размере [вписать нужное] рублей не позднее даты выдачи кредита. В рамках исполнения обязательств, предусмотренных кредитным договором, мной был выплачен этот единовременный платеж (тариф).

Кредитная организация, как и любая коммерческая структура, обязана вести бухгалтерский учет своего имущества и обязательств. Ведение бухгалтерского учета в кредитных организациях регулируется Положением Банка России от 26 марта 2007 года N 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». В соответствии с положениями Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п. 3 ст. 1) основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций (п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона). Так как ведение ссудных счетов заемщиков является неотъемлемой частью бухгалтерского учета кредитной организацией и обязанностью согласно федеральному законодательству, взимание комиссии за данную операцию как за услугу, оказываемую заемщику, является незаконным.

Согласно Положению о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), утвержденному Центральным банком РФ от 31.08.1998 г. N 54-П (в редакции Положения, утв. ЦБ РФ 27.07.2001 N 144-П), кредитная организация обязана для осуществления бухгалтерского учета открывать ссудный счет, предназначенный для отражения исполнения заемщиком обязательств по кредитному договору.

Ссудные счета не являются банковскими счетами и служат для отражения в балансе банка образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заемщикам и возврату ими денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными кредитными договорами, и не предназначены для расчетных операций. Соответственно, ведение ссудного счета — это обязанность кредитора, возникающая в силу закона, а не перед заемщиком. Между тем, по условиям кредитного договора плата за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета возлагается на заемщика. Согласно статье 129 ГК РФ затраты банка на ведение ссудного счета не являются товаром (работой, услугой), не являются объектом гражданского права и не обладают свойством оборотоспособности. Ведение хозяйственного учета, частью которого является ведение ссудного счета, является обязанностью хозяйствующих субъектов, а не физических лиц в силу положения пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Таким образом, действия кредитора по открытию и ведению (обслуживанию) ссудного счета не могут быть квалифицированы как самостоятельная банковская услуга.

Указанный вид комиссии не предусмотрен нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Советуем прочитать:  С какого возраста наступает совершеннолетие в России: с 18 или с 21? Все говорят по-разному, и я не могу понять, чего ожидать

Частью 9 статьи 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» установлено, что кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику — физическому лицу. В расчет полной стоимости кредита включаются платежи заемщика — физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора. Полная стоимость кредита рассчитывается кредитной организацией в порядке, установленном Банком России. На основании данного положения Банк России указанием от 13.05.2008 N 2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика — физического лица полной стоимости кредита» определил полную стоимость процента годовых, в расчет которой включены также и комиссии за открытие и ведение (обслуживание) счетов заемщика.

Следовательно, действия вашего финансового учреждения по взиманию платы за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета, согласно пункту 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, нарушают установленные законом права потребителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с нормами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, считаются недействительными.

На основании изложенного прошу признать недействительным условие пункта [вставить значение] кредитного договора № [вставить значение] от [вставить дату], и в соответствии с пунктом 2 статьи 167, статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации вернуть мне сумму [вставить нужную сумму], уплаченную Кредитору за открытие и ведение (обслуживание) ссудного счета № [вставить значение].

В случае невыполнения данного требования я вынужден(а) обратиться в судебные органы для защиты своих нарушенных прав, а также для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.

[Подпись Заемщика] [вставить фамилию, инициалы]

Уже треть работодателей интересуются навыками бухгалтера в Excel

Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector