Консультация юриста в чате или по телефону: 8 (800) 101-46-29
Самым простым способом подачи заявления является использование портала Госуслуг. Пенсионер может подать заявление как об отказе от получения НСУ в натуральном виде, так и о возобновлении предоставления набора социальных услуг. Также заявление можно подать лично в СФР или через личный кабинет онлайн.
Размер НСУ в 2025 году
Ежегодно с 1 февраля НСУ и ЕДВ индексируются на коэффициент, который устанавливает правительство. Денежный эквивалент НСУ с 1 февраля 2025 года составляет 1 578,5 руб/мес. Если пенсионер полностью откажется от НСУ, он будет получать эту сумму ежемесячно в составе ЕДВ. Однако, возможно отказаться только от одной или двух услуг по выбору получателя. Денежный эквивалент каждой из услуг в наборе составляет:
- обеспечение лекарствами и медицинскими изделиями — 1 215,8 руб.;
- обеспечение путевками — 188,08 руб.;
- бесплатный проезд — 174,62 руб.
Отказавшись от одной или двух услуг из набора, соответствующие суммы пенсионер получит в составе ЕДВ.
Год | Размер НСУ | Бесплатные лекарства | Бесплатные путевки на лечение | Бесплатный проезд к месту лечения и обратно | Индексация | Инфляция |
---|---|---|---|---|---|---|
2024 | 1 578,5 | 1 215,8 | 188,08 | 174,62 | 7,4 | 2,46% |
2023 | 1 469,74 | 1 132,03 | 175,12 | 162,59 | 11,9 | 7,42% |
2022 | 1 313,44 | 1 011,64 | 156,5 | 145,3 | 8,4 | 11,94% |
2021 | 1 211,66 | 933,25 | 144,37 | 134,04 | 4,9 | 8,39% |
2020 | 1 155,06 | 889,66 | 137,63 | 127,77 | 3 | 4,91% |
2019 | 1 121,42 | 863,75 | 113,62 | 124,05 | 4,3 | 3,05% |
2018 | 1 075,19 | 828,14 | 128,11 | 118,94 | 2,5 | 4,27% |
2017 | 1 048,97 | 807,94 | 124,99 | 116,04 | 5,4 | 2,52% |
2016 | 995,23 | 766,55 | 118,59 | 110,09 | 7 | 5,38% |
2015 | 930,12 | 716,4 | 110,83 | 102,89 | 5,5 | 12,91% |
2014 | 881,63 | 679,05 | 105,05 | 97,53 | 5 | 11,36% |
2013 | 839,65 | 646,71 | 100,05 | 92,89 | 5,5 | 6,45% |
2012 | 795,88 | 613 | 94,83 | 88,05 | 6 | 6,58% |
2011 | 750,83 | 578,3 | 89,46 | 83,07 | 6,5 | 6,10% |
2010 | 705 | 543 | 84 | 78 | — | 8,78% |
Сущность и значимость социальной реформы в России
Социальная реформа в Российской Федерации была проведена с 2005 по 2010 годы. В рамках этой реформы был принят Федеральный закон № 122-ФЗ, который стал основой для дальнейших преобразований.
Необходимость реформирования системы социального обеспечения возникла в связи с изменением политической системы и устареванием социальных льгот, частично унаследованных от Советского Союза. Распад Советского Союза привел к разрушению основных социальных гарантий российского общества, таких как обязательная занятость, субсидированные потребительские товары и бесплатные услуги. После распада СССР многие социальные льготы формально продолжали существовать, однако практически не имели механизмов реализации. В тот период финансовые возможности государства были минимальны, а потребность в финансовых ресурсах была крайне высока, включая необходимость предоставления услуг социального обеспечения в сферах здравоохранения, пенсионного обеспечения, занятости, образования, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.
В условиях ограниченных финансовых ресурсов государство приняло решение о проведении реформы социального обеспечения, направленной на оптимизацию социальных льгот и сокращение государственных расходов в этой сфере. Для этого этапа государственного управления России было характерно проведение активной социальной политики, которая не всегда адекватно воспринималась населением.
Недостатком постсоветской системы социального обеспечения было то, что социальные льготы не являлись инструментом поддержки социально нуждающихся слоев населения, а предоставлялись по заслугам и часто не зависели от материального положения. Постепенно пришло понимание необходимости предоставления социальных льгот только тем гражданам, которые действительно в них нуждаются.
В этот период российской истории население столкнулось с резким падением доходов, их высокой дифференциацией и значительным социальным расслоением общества.
Социальные льготы характеризовались следующими проблемами:
- плохим финансированием;
- немонетарным характером;
- неадресным распределением.
Эти проблемы признавались всеми специалистами.
Реформа социального обеспечения в Российской Федерации была направлена на решение следующих задач:
- преодоление громоздкости системы социальных льгот и устранение недостаточного финансирования;
- препятствование натуральному характеру социальных льгот, либерализация государственных услуг и развитие рынка в России;
- эффективное отслеживание бедности за счет назначения льгот в соответствии с нуждаемостью.
Основным инструментом реформы социального обеспечения в России в 2005-2010 годах стала монетизация социальных льгот. Суть этого процесса заключалась в отказе от натуральной формы предоставления социальных льгот и замене их денежными компенсациями адресного характера.
Реформа социального обеспечения была направлена на регулирование системы федерального и регионального распределения социальной ответственности, определение источников финансирования государственных услуг, и переведение натуральных льгот в систему денежных выплат.
Монетизация социальных льгот
Монетизация социальных льгот представляет собой замену натуральных льгот денежной компенсацией.
Цель монетизации социальных льгот заключается в обеспечении максимального эффекта от помощи, оказываемой государством отдельным гражданам.
Монетизация социальных льгот была проведена российским Правительством в период с 2005 по 2010 год.
Этот процесс включал два этапа:
- во-первых, этап монетизации трёх видов льгот, начавшийся с 2005 года. К ним относились льготы на лекарства, проезд на городском общественном транспорте, и санаторно-курортное лечение;
- во-вторых, этап монетизации льгот на жилищно-коммунальные услуги, который начался в 2010 году, заменяя скидки на ежемесячные денежные компенсации.
Основную выгоду от монетизации социальных льгот получили те, кто фактически не пользовался ими. В основном это были сельские жители. Горожане же ощутили значительные потери от монетизации, так как ежемесячные денежные компенсации не покрывали затрат на необходимые поездки по городу и жилищно-коммунальные услуги.
Государство видело в системе социальных льгот инструмент незаконного обогащения и коррупции среди чиновников. Также социальные льготы создавали значительную нагрузку на бюджет страны.
Монетизация льгот была призвана создать реальный механизм обеспечения социальных льгот, которые на момент реформы фактически не были обеспечены.
Социальные льготы считаются несправедливыми по отношению к тем гражданам, которые имеют на них право, но по определённым причинам не могут ими пользоваться.
Однако монетизация социальных льгот не выгодна всем получателям, что требует пересмотра порядка осуществления этого процесса. Граждане, имеющие право на социальные льготы, должны иметь возможность выбора: либо получать льготы в натуральной форме, либо при отсутствии необходимости или возможности их использования, получать денежную компенсацию.
Монетизация льгот способствовала сокращению бюджетных расходов, что активно поддерживалось органами государственного и муниципального управления, но вызвало недовольство среди населения.
Что такое монетизация льгот в оплате услуг ЖКХ?
В отделах социальной защиты населения нашего города на учёте состоит более 48 тысяч граждан, имеющих право на льготы в оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Это участники войны, труженики тыла, ветераны труда, инвалиды, многодетные семьи и др. Всего 26 категорий.
В июне текущего года организации жилищно-коммунального хозяйства в последний раз предоставят им льготы в виде скидок на оплату жилья и коммунальных услуг.
С 1 июля 2010 года на всей территории Кемеровской области начинается переход от натуральных льгот (скидок) к денежным выплатам.
Что это значит? Вместо скидок на оплату жилья и коммунальных услуг каждый льготник будет ежемесячно получать денежную компенсацию на ЖКУ.
Лица, имеющие право на льготы, с июля будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объеме, а льгота будет ежемесячно компенсироваться деньгами.
Это касается всех льготников без исключения — и федеральных, и региональных. Если в семье два льготника, например, ветеран труда и инвалид, то денежная выплата рассчитывается для каждого в отдельности в зависимости от предоставляемых ему жилищно-коммунальных услуг.
Льготы на оплату ЖКУ будут возмещаться индивидуально, в размере ранее предоставляемой скидки, копейка в копейку. Просто произойдёт замена льгот деньгами. Недовольных и обиженных быть не должно.
Компенсация за оплату жилья и отопления рассчитывается в пределах занимаемой жилплощади, в объеме, предусмотренном законодательством, а за коммунальные услуги — исходя из норматива потребления коммунальных услуг.
Жители, установившие водосчетчики в своих квартирах, извлекут выгоду от перехода на денежные выплаты. Компенсация за воду, водоотведение и электроэнергию будет рассчитываться на основе нормативов потребления. Обычно, бережливые и аккуратные люди тратят меньше воды и света, поэтому их денежные компенсации будут превышать суммы, которые они платят по показаниям счетчиков. Разница станет их реальным доходом. Льготники, не имеющие приборов учета, ничего не потеряют, так как выплаты по-прежнему будут рассчитываться по нормативам.
Проблем с получением компенсации не предвидится. Ее можно получить через почтовое отделение или Сбербанк. Почтальоны будут разносить компенсации одновременно с другими выплатами — пенсиями, пособиями, ЕДВ. В течение июля все льготники получат компенсацию за оплату жилья и коммунальных услуг за июль, а оплату в жилищно-коммунальные организации нужно будет внести до 10 августа. Таким образом, к моменту оплаты за квартиру, свет и воду, компенсация уже будет у каждого льготника. Останется только вовремя полностью оплатить услуги ЖКХ.
Сбербанк бесплатно предоставляет услугу по переводу средств с имеющегося счета на лицевые счета в коммунальных службах. Для этого достаточно обратиться в филиал Сбербанка, где у вас открыт счет, и подать заявление на ежемесячное бесплатное перечисление определенной суммы за квартиру, свет и воду, освобождая себя от необходимости стоять в очередях для оплаты.
Почта также предлагает аналогичную услугу: при получении пенсии и других выплат, включая компенсацию за ЖКХ, можно сразу, не выходя из дома, оплатить квартиру, свет и воду.
Если у вас есть вопросы о монетизации оплаты услуг ЖКХ, вы можете задать их членам мобильных информационных групп, которые будут работать в городских поселках.
График работы мобильных информационных групп по вопросам монетизации льгот на оплату услуг ЖКХ (время работы с 10 часов).