Практически все работодатели в России обязаны использовать электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН). Исключение составляют бумажные листки, которые продолжают выдавать сотрудникам, работающим с государственной тайной. В статье представлена актуальная инструкция для работодателей по работе с электронными больничными листами в 2025 году.
Выдача больничных листов в 2025 году
С 2022 года работодатели перешли на электронные больничные листы. В 2025 году продолжается стандартный порядок выдачи электронных листков нетрудоспособности. Бумажные больничные выдаются только в особых случаях, если работа сотрудника связана с государственной тайной. Остальным сотрудникам оформляют ЭЛН.
Бланк сведений о застрахованном лице Скачать бесплатно
Образец заполнения сведений о застрахованном лице Скачать бесплатно
Шпаргалка: как указать способ получения пособия в Сведениях о застрахованном лице Скачать бесплатно
Порядок выдачи электронных больничных листов в 2025 году:
- ЭЛН выдают все медицинские учреждения и организации.
- Врач не заполняет бумажный документ. Информация о страховом случае (нетрудоспособность или беременность и роды) вносится в электронную базу данных или регистрируется в электронной медицинской карте застрахованного лица.
- После внесения данных врачом, электронный листок считается открытым.
- Формирование ЭЛН осуществляется сотрудником медицинской организации в ЕИИС «Соцстрах».
- Застрахованному лицу не выдаются никакие бумажные документы (распечатанный больничный, талон, справка и т.д.). Однако работник может запросить номер ЭЛН для передачи работодателю.
Правила расчета и оплаты больничного листа смотрите в нашей специальной статье «Расчет и оплата больничного листа в 2025 году».
ЭЛН невозможно потерять, подделать или испортить. Работникам не нужно обращаться в медицинскую организацию за дубликатом для начисления пособия. Сведения обо всех ЭЛН и назначенных пособиях можно узнать онлайн – в личном кабинете Социального фонда России (раздел «Социальное страхование»).
Подсказки для бухгалтера в Системе Главбух
Оформление, расчет и оплата больничного Узнать подробности
Как заполнить бумажный больничный листок отдельным работникам Узнать подробности
Кому положено больничное пособие Узнать подробности
Шаг №1. Настройка программного обеспечения для работы с ЭЛН
Для работы с электронными больничными листами в 2025 году можно использовать любую бухгалтерскую программу или специализированные сервисы и приложения от операторов ЭДО. Также можно скачать бесплатную программу для работы с ЭЛН с официального сайта СФР.
В 2025 году Социальный фонд России продолжает использовать СЭДО («Социальный электронный документооборот») для работы с электронными больничными. Этот сервис интегрирован во все бухгалтерские программы и системы операторов ЭДО, что облегчает работу работодателей с больничными.
Чтобы получить доступ к СЭДО, необходимо настроить доступ в используемой работодателем программе. Инструкции по работе в системе СФР следует запросить у разработчиков программного обеспечения.
Шаг №2. Получение электронной подписи
Для регистрации и работы в ЕИИС «Соцстрах» работодателю потребуется специализированная электронная подпись, совместимая с сервисом Социального фонда.
Обратите внимание! Для получения электронной подписи необходимо обратиться в любой аккредитованный удостоверяющий центр. На сайте Минкомсвязи можно найти ближайший центр.
Если ваш работодатель уже использует ЭЦП для отправки электронных отчетов, убедитесь, что эта подпись подходит для работы в ЕИИС «СЭДО». Как правило, текущая ЭЦП подходит, и новая не требуется.
Шаг №3. Оформление электронного больничного листа
С помощью системы электронного документооборота (СЭДО) ваш работодатель будет получать следующую информацию:
- о создании электронного больничного листа;
- о продлении листка;
- о закрытии больничного;
- о аннулировании листка временной нетрудоспособности;
- о направлении сотрудника на медико-социальную экспертизу.
Эти данные передаются работодателю Социального фонда России на основе обмена информацией с медицинскими учреждениями и другими организациями.
Шаг №4. Соблюдение сроков обмена данными с СФР по больничным листам
Для своевременного назначения пособий Социальному фонду необходима информация о застрахованном лице, предоставляемая работником. Работодатель должен передать эти данные в фонд в указанные сроки, иначе возможны штрафные санкции.
Следуйте следующему порядку действий:
- Работник предоставляет необходимую информацию работодателю для начисления пособий.
- Бухгалтер (или другое ответственное лицо) должно передать необходимые сведения в фонд в течение трех рабочих дней после получения документ
Как и раньше, оставшуюся часть пособия по больничным листам оплатит Социальный фонд России. Деньги будут переведены на банковский счет или карту сотрудника в течение 10 рабочих дней с момента представления страхователем необходимых сведений и документов. Это указано в части 1 статьи 15 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Подробную информацию о порядке расчета и выплаты пособий в зависимости от страхового случая можно найти в Системе Главбух.
Сообщаем, что Фонд социального страхования больше не требует распечатывать электронные больничные листы и хранить их как бланки строгой отчетности вместе с бумажными листками нетрудоспособности. Об этом сказано в информации ФСС от 19.04.2022 года.
Сообщаем, что Фонд социального страхования больше не требует распечатывать электронные больничные листы и хранить их как бланки строгой отчетности вместе с бумажными листками нетрудоспособности. Об этом сказано в информации ФСС от 19.04.2022 года.