С целью контроля за соблюдением положений Жилищного Кодекса РФ и других нормативных актов, регулирующих жилищно-коммунальную сферу, на различных уровнях власти формируются специализированные надзорные органы, начиная с муниципальных и заканчивая государственными.
В процессе выполнения своих задач необходимо оперировать следующими документами:
Распоряжение о проведении внеплановой проверки управляющей компании Шаблон от юристов-экспертов
Типовая форма распоряжения о проведении проверки Шаблон от юристов-экспертов
Форма журнала учета проверок Шаблон от юристов-экспертов
Решение о согласовании проведения внеплановой проверки Шаблон от юристов-экспертов
Решение об отказе в согласовании проведения внеплановой проверки Шаблон от юристов-экспертов
Функции муниципального жилищного контроля
Работа контролеров сводится к следующему:
- проверка соблюдения законодательства;
- в случае выявления нарушений – выдача предписаний, установление сроков для устранения последствий и мониторинг результата;
- повторные проверки по ранее выданным предписаниям;
- составление актов о правонарушениях для дальнейшего привлечения нарушителей к ответственности, включая судебное преследование.
Муниципальный жилищный контроль тесно взаимодействует с государственной жилищной инспекцией в регионе. Основные положения о деятельности МЖК определены в статье 20 ЖК РФ.
Типы жилищного контроля
В Российской Федерации контроль над организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, имеет трехуровневую структуру.
1 уровень. Организации, занимающиеся общественным контролем в сфере жилищного строительства, включая некоммерческие организации. В многоквартирных домах этим часто занимается домовой комитет, и жильцы обычно обращаются к его представителям. Сюда же относятся различные организации, защищающие интересы потребителей.
2 уровень. Муниципальные контролеры, работающие на местном уровне – в городах и районах. Эти представители местных администраций не только рассматривают жалобы граждан и контролируют деятельность управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, но и принимают решения по многим вопросам, связанным с:
- земельными вопросами вокруг жилых многоэтажек;
- переводом жилых помещений в нежилые;
- согласованием реконструкций и перепланировок в многоквартирных домах;
- заключением договоров социального найма;
- управлением зелеными насаждениями на жилых территориях и т.д.
3 уровень. Государственная жилищная инспекция, ответственная за государственный надзор и лицензионный контроль. В первом случае задачей ГЖИ является предотвращение, выявление и пресечение нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Лицензионный контроль направлен на обеспечение соблюдения условий лицензий управляющими организациями.
ГЖИ и органы МЖК подчиняются Главному государственному жилинспектору России.
Тарифами на жилищно-коммунальные услуги в каждом регионе управляет специализированный орган. Например, это может быть управление, служба, департамент или комиссия по тарифам и ценам.
- Жалоба в жилищную инспекцию на управляющую компанию, ТСЖ и соседей
При проверке управляющей организации необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- наличие лицензии на управление многоквартирным домом;
- соответствие учредительных документов;
- использование общедомового имущества и благоустройство придомовой территории;
- каково текущее состояние помещений с точки зрения санитарных условий. Проверяется также общая собственность, принадлежащая муниципалитету;
- насколько полно осуществляются сезонные работы по подготовке здания к летнему или зимнему периоду;
- соблюдаются ли правила безопасного обращения с газовыми магистралями и оборудованием;
- насколько полно, качественно и своевременно оказываются коммунальные услуги;
- насколько оперативно и качественно проводятся работы по поддержанию дома в надлежащем состоянии.
Инспектор МЖК также может:
- организовывать общедомовое собрание для выбора новой управляющей компании и прекращения отношений с текущей, если её выбор нарушен или она не имеет соответствующих полномочий;
- инициировать проверки по жалобам на нарушения в работе управляющей организации, поступающим из различных источников;
- контролировать соблюдение законодательства при заключении договоров социального найма.
Органы муниципального жилищного контроля имеют право подавать в суд иски для начала разбирательств, на которых решаются следующие вопросы:
- отменяются решения общедомовых собраний в случае нарушения положений Жилищного кодекса РФ;
- признаются недействительными заключённые договоры управления и другие соглашения, если выбор управляющей компании был совершён с нарушением правовых норм и недостатки не были устранены на момент заключения соглашения;
- защищаются интересы собственников жилья в случае несоблюдения управляющей организацией условий лицензирования.
- жителями;
- управляющими компаниями;
- организациями, поставляющими ресурсы;
- муниципальными коммунальными службами.
Сроки и порядок работы муниципального жилищного контроля в каждом конкретном случае определяются местным административным регламентом. В нем указываются: