Должность руководителя требует внимания и навыков лидерства. Работодатели стремятся убедиться в компетентности кандидатов, поэтому они проводят сложный процесс отбора, включающий анализ кейсов.
Специфика работы руководителей
Не только руководство рабочим процессом лежит на плечах руководителей. Успех работы компании зависит от их способностей в управлении. Директорам и менеджерам требуются высокие профессиональные знания, лидерские качества и организаторские способности. Они обязаны осуществлять следующие функции в своей работе:
работы организации | Глава команды ставит перед своими подчиненными задачи, определяет цели, анализирует их приоритетность, согласовывает объем работы с установленными сроками и разрабатывает план. Если руководитель допустил какую-либо ошибку, то страдает не только весь отдел, но иногда и вся компания. |
---|---|
Осуществление распределения задач | Руководитель имеет важную роль в делегировании функций своим подчиненным. При этом необходимо учитывать их профессиональную квалификацию, уровень занятости, устойчивость к нагрузкам и личные характеристики. Начальник должен ясно сформулировать поставленную задачу, распределить ответственность и осуществлять контроль над соблюдением сроков. |
Управление и сотрудничество | Заведующий должен учесть, что даже при умелом управлении в начальной стадии работы возникают непредвиденные обстоятельства. Придется непрерывно наблюдать за осуществлением поставленных задач, взаимодействовать с подчиненными, избегать столкновений, корректировать первоначальный план закупок и продаж. |
Установление связей | Руководство требует от главы умения поддерживать связи с командой, а также разбираться, какой подход к общению выбрать, чтобы обеспечить эффективную работу. Важно найти гармонию между дружественными отношениями и конкуренцией, поскольку оба стиля могут нанести вред рабочему процессу. |
Изучение полученных данных | Продуктивность подчиненных непосредственно зависит от исследования ошибок, совершенных, а также от успехов. Значительно важно различать источники провалов — как внутренние, так и внешние, и реагировать на критику со стороны руководства должным образом, учитывая достигнутые результаты. |
Мониторинг эффективности рабочих процессов | Наблюдение руководителя за ходом организационного процесса, проверка выполнения необходимых показателей и реализация управленческих моделей — все это является частью его работы. Однако, его особенность заключается в том, что он способен выполнять все эти обязанности одновременно, и при этом занимать правильное место в коллективе. Важно также умело распределять свои силы, чтобы поддерживать качество работы на достойном уровне. |
Виды кейсов для управленцев
При выборе кандидатов на должность руководителя активно применяются деловые сценарии, которые позволяют оценить их профессионализм и способность принимать решения в рабочих условиях. Ситуационная оценка впервые появилась в начале ХХ века и получила широкое распространение в США, Европе и России, в особенности при наборе сотрудников в руководящие должности в международных и развивающихся компаниях.
Во время проведения ассессмента сотрудник отдела кадров излагает ситуацию, происходящую в рамках рабочего процесса. Потенциальному кандидату необходимо предложить возможные варианты решения данной проблемы, обосновав каждое свое предложение. Таким образом, осуществляется оценка:
- навыки, необходимые в профессиональной сфере;
- качества руководителя;
- навыки организации; руководящие способности; организационные таланты; способности в организации; организационные способности; умение организовывать; организационный потенциал; организационные навыки; мастерство в организации; талант в организации; способность координации; талант в планировании; виртуозность в организации; умение управлять событиями.
- мотивация;
- индивидуальные психические характеристики
- понимание моделей управления;
- верность предприятия, руководству;
- Честность — это показатель уровня неподдельной искренности, а скрытые мотивы могут внутренне управлять нашими действиями.
Экспертный анализ, проводимый руководителем HR, нацелен на выяснение, насколько кандидат соответствует корпоративной культуре и стратегии компании, способен ли он эффективно управлять подчиненными, справиться с бизнес-вызовами и успешно сотрудничать с руководством.
Тестирование ситуационных случаев
В оценке кандидатов на административные позиции в крупных организациях широко применяются кейс-тесты.
Кандидату предоставляют задания на письменный экзамен, в которых описаны стандартные ситуации, возникающие на производстве. В этих ситуациях описываются взаимоотношения с руководителем, подчиненными, коллегами и клиентами.
Каждая задача сопровождается предложенными вариантами ответов. Кандидату предстоит выбрать действие, которое наилучшим образом решает поставленную задачу. Порой придется оценить воздействие каждого предложенного варианта на ситуацию.
Тесты на примерах из реальной жизни показывают, как человек ведет себя в рабочей среде, когда возникают типичные задачи или проблемы компании. Это позволяет оценить эффективность управления, способность к коммуникации, готовность к открытому общению и честности.
Кейс собеседования вопрос-ответ
Во время собеседования работодатель обращается к кандидату с рядом вопросов, на которые требуется устно ответить. Основной акцент делается на опыте работы, спрашивая о конкретных ситуациях и способах их решения в предыдущих местах работы.
Иногда кадровый специалист рассказывает об этапах, связанных с уникальной спецификой деятельности предприятия, и интересуется взглядом соискателя. Вопросы затрагивают взаимоотношения с сотрудниками, клиентами и помощниками.
Case-интервью напоминает ситуационное тестирование по случаям, только в этом случае вопросы задаются устно.
Во время собеседования случайно возникают ситуации, напоминающие кейсы. Это происходит, когда HR-специалистам нужно оценить определенные качества у соискателя. Путем рассмотрения таких ситуаций они определяют, соответствует ли поведение кандидата требованиям и нормам, связанным с желаемой должностью.
Исследование деловых ситуаций
Кейс-стади — это тренировка на опыт, где будущий работник имеет возможность познакомиться и решить различные ситуации и задачи, с которыми ему придется столкнуться в процессе своей работы.
- В обычном случае предоставляется человеку набор документов в формате in-tray, или «Входящий лоток», либо предоставляется доступ к компьютеру в формате e-tray. В этих документах обычно содержится информация о вымышленной компании, пояснительные записки и деловая переписка.
- После тщательного анализа имеющихся данных, установления целей и выявления проблемы, кандидату предстоит предложить адекватное решение, которое необходимо обосновать насквозь, представив его в виде доклада или презентации.
- Процесс оценки руководителей начинается с определения задач и их приоритетности. Ввиду ограниченного времени испытания, особенно важно детально описать глобальные задачи. Важным элементом является также план решения, а навыки планирования – основополагающие для работы руководителя.
Подготовленный результат оформляют:
- в форме устного экспозе, в рамках презентации
- письменно;
Устный ответ представляет собой взаимодействие с экзаменационной комиссией, в рамках которого задаются уточняющие вопросы.
При необходимости отправить письменный ответ, требуется осветить все аспекты своих мыслей в деталях, поскольку невозможно будет уточнить что-либо после его отправки.
Презентацией называется сочетание письменной и устной форм представления информации. В презентации основные идеи и аргументы излагаются на слайдах, а подробно разъясняются на словах.
Типичные ошибки при решении кейсов руководителей
При обработке деловых сценариев претенденты на руководящие позиции часто делают некоторые распространенные ошибки.
- Важно выбирать подходящий стиль управления, который будет соответствовать политике компании или должности. Не существует универсального стиля, который подошел бы всем без исключения.
- Когда дело доходит до решения кейсов, руководители будущего стремятся выглядеть опытными и компетентными сотрудниками в своих областях: они часто упоминают вещи, в которых не слишком разбираются. Однако специалисты по кадровому делопроизводству легко распознают ложь, которая всегда вызывает сомнения и недоверие.
- Во время интервью на должность руководителя кандидаты иногда предлагают ответы, которые не связаны с необходимыми качествами лидера или организаторскими навыками.
- Когда соискатели руководящих должностей решают кейсы на собеседовании, они стремятся предоставить максимально подробные ответы, распространяясь на излишние детали в попытке продемонстрировать свой опыт.
- Часто кандидаты уводят беседу от своих личных действий и начинают говорить о работе компании, что свидетельствует об их малой самостоятельности. Кроме того, на кейс-интервью соискатели избегают рассказывать о своих собственных ошибках, либо проявляют излишнюю скромность или хвастливость.
- Поверхностный подход к решению ситуационных тестов не учитывает приоритеты компании, мотивацию и стиль управления. В процессе анализа кейсов кандидаты не обращают внимание на второстепенные проблемы, что мешает им успешно справиться с заданием.
Как кейсовое мышление помогает выгодно показать свой опыт на собеседовании
Кейсы представляют собой маленькие рассказы, основанные на личном опыте автора, где он подробно описывает, как он успешно преодолевает сложные ситуации. Артём Коняев, опытный менеджер продукта, который прошёл более 110 собеседований, делится своими рекомендациями о том, как эффективно составлять и использовать кейсы в различных ситуациях.
Как собрать успешный кейс Как собрать успешный кейс
Для создания понятного и легко воспринимаемого повествования предлагается использовать фреймворк STAR.
— Ситуация — небольшое описание текущего положения дел, которое необходимо предоставить интервьюеру.
— Вашей задачей было выполнить.
— Шаги, которые вы предприняли, чтобы достичь цели, и ваши действия в процессе.
— Резултьаты — что было достигнуто.
При разговоре собеседник просит рассказать о ситуации, когда возникло несогласие с руководителем и описать свои действия в такой ситуации.
Можно ответить следующим образом.
Обстановка. Я начал работать в новом месте и обнаружил, что команда уже давно занимается переработкой одной из секций приложения. Участники команды подготовили дизайн-макеты и готовы были приступить к разработке. Мой руководитель одобрял эту инициативу.
Я изволил узнать, что небольшое количество пользователей посещало данную секцию только время от времени. Даже в случае улучшения пользовательского опыта внутри данного раздела, общий рост метрик продукта оказался бы незначительным. Оставалось только убедить в этом остальных в своем качестве нового менеджера.
Во время действия я старался убедить команду, представив им конкретные данные — метрики, а затем предложил своё собственное решение. На общем собрании я открыл аналитическую панель с показателями, которые демонстрировали низкую популярность данного раздела. Это был процент пользователей, которые посещали этот раздел хотя бы один раз, и среднее количество визитов, совершаемых ими в этот раздел за время использования продукта.
Итог. Коллектив, включая главу, согласился с предложением временно приостановить проект и продолжить работу над ним, если интерес к разделу увеличится.
Иногда бывает, что первые два этапа можно объединить и получить SAR вместо STAR. Это поможет легче запомнить последовательность: Ситуация → Действие → Результат.
При составлении истории старайтесь быть лаконичным, держась одного-двух предложений на каждый пункт. Избегайте излишне подробного описания, чтобы интервьюер не потерял главную мысль рассказа.
Важно отметить, что кейс не заключается в изменении «до-после», а в преодолении вызова и нахождении решения. Если вы говорите, что процесс был плохим до вашего улучшения, это может показаться, что вы противопоставляете себя другим, включая автора предыдущего процесса. Однако, если вы улучшаете процесс, чтобы снять нагрузку с ключевого члена команды и освободить его время для важного проекта, то вы являетесь эффективным менеджером. — Артем Коняев, менеджер продукта.
Когда используют кейсы Когда используют кейсы
Иногда возникают ситуации, когда на собеседованиях, конференциях или встречах для нетворкинга просит дать представление о себе и своих навыках в течение 2-3 минут. В таких случаях было бы замечательно рассказать о своем опыте работы в прошлом и о ситуациях, с которыми приходилось сталкиваться и решать. Ведь рассказывать о таких кейсах позволяет подчеркнуть свои навыки и способность эффективно решать проблемы.
Чего следует включить в состав кейса о профессиональном опыте:
— Пожалуйста, опишите, какие обязанности и задачи вы осуществляли.
Основные результаты и достижения, которые были получены в ходе работы.
Для достижения успеха необходимо предварительно отрепетировать свой рассказ и исключить из него все лишние детали. Каждый раз, когда упоминается определенный факт, необходимо задать себе вопрос: «Какой вывод интервьюер должен сделать из этого?». Интервьюер впервые слышит о вашей карьере, и его способность запоминать интересные факты ограничена.
Освещайте лишь значительные прорывы и грандиозные проекты. Незначительные успехи могут лишь удлинить повествование, но не сделают его более захватывающим. Они уменьшат общую значимость ваших достижений в глазах интервьюера.
В своем резюме, когда у меня не было много достижений с определенными показателями, я представлял их в виде кейсов.
Как я сумел организовать работу команды фрилансеров вместо найма веб-студии и при этом уложиться в ограниченный бюджет, стало главным достоинством в моем резюме. Если бы я просто упомянул, что запустил сайт или координировал работу с подрядчиками, не было бы ясно, что я способен находить решения в трудных ситуациях. Мой профиль кандидата остался бы обычным в глазах нанимающего менеджера. — Артём Коняев, менеджер продукта.
Опрашивая кандидатов, работодатели не только оценивают их технические навыки и софт-скиллы, но и обращают внимание на их поведение. Они хотят узнать, как вы взаимодействуете с окружающими, проявляете ли инициативу, как решаете нестандартные задачи и умеете ли разрешать конфликты. Для этого рекрутеры задают поведенческие вопросы, предлагают ситуации и ожидают, что вы предложите решение. Важно подробно рассказать, какие действия помогут выйти из данной ситуации и какие выводы вы извлечете из этого опыта.
Приведу примеры подобных вопросов:
Расскажите, пожалуйста, об опыте, когда возникла несогласованность мнений между вами и вашим начальником.
Расскажите о неудачном случае, произошедшем с вами на месте работы.
— Поделитесь опытом, когда вы взяли инициативу на себя.
Существует большое количество вопросов, соответствующих термину «поведенческие вопросы», в английском языке. Предварительная подготовка ответов на все эти вопросы не является возможной, но и не обязательна: достаточно 3-4 хорошо выстроенных историй, чтобы ответить практически на любой вопрос. Например, ситуация, в которой вы не согласились с вашим руководителем, идеально подходит и для общего вопроса о том, как вы не согласились с одним из членов команды.
Вопросы о профессиональном пути. Такие вопросы – незаменимые помощники. Они позволяют работодателю проявить интерес и помогают кандидату успешно представить свой опыт работы.
Передавая ответ на неизведанный вопрос, который вам ранее не задавали во время собеседования, полезно приостановиться на мгновение. Подумайте: какие намерения имеет интервьюер, задавая этот вопрос, и что он пытается узнать о вас?