Проблема контроля дорожных нарушений и происшествий является одной из основных задач регионального и городского управления. С каждым годом количество автомобилей на дорогах растет, и чтобы помочь человеческим ресурсам, приходят на помощь комплексы аппаратно-программного обеспечения (АПК). Одним из таких комплексов является СЕРГЕК. АПК разработан для регистрации превышения скорости, проезда на запрещающий сигнал светофора и нарушения правил дорожного движения (ПДД). Система позволяет наблюдать за пешеходным участком улицы и может быть использована для раскрытия случаев краж, нападений и угонов.
Что собой представляет комплекс СЕРГЕК
В Казахстане был разработан уникальный проект под названием СЕРГЕК. Эта инновационная система видеоконтроля включает в себя разнообразные элементы, такие как камеры, детекторы движения, специализированные радары, аудиозаписывающие устройства, модули для распознавания и передачи изображения, а также инструменты для обработки и анализа информации. Благодаря возможности отслеживания ситуации на дорогах в режиме реального времени, данная система позволяет предотвратить возникновение пробок и аварийных ситуаций в часы пик.
Система слежения, зарегистрирует автомобили с определенными номерами, и регистрирует нарушения, наблюдая за передвижением транспортных средств на дороге. На основе этих сведений взыскиваются штрафы с конкретного автомобиля. Тем не менее, владелец автомобиля не сможет подтвердить, что он не находился за рулем, так как невозможно визуально определить водителя. Блеск и легкое затемнение стекол мешают идентифицировать человека за рулем на записи видеокамеры.
Технические характеристики комплекса
В состав аппаратно-программного комплекса входит стандартная комплектация.
- Устройства с функцией записи видео, способные захватить объекты на расстоянии от 30 до 80 сантиметров;
- программное обеспечение, которое способно определять и исследовать содержимое графических файлов
- Информационный обработчик.
Система видеофиксации включает в себя не только камеру, но и коммутационный блок, источник бесперебойного питания и беспроводной передатчик. Камера СЕРГЕК доступна для использования в любое время суток. Если происходит отключение электричества, модуль автоматически подключается к источнику бесперебойного питания. Мощность источника электропитания будет достаточна примерно на два дня.
Камеры размещаются на столбах уличного освещения. Визуально они расположены таким образом, что напоминают кластеры винограда. Такое специфическое расположение камер обусловлено их способностью одновременно охватывать только две дороги. В связи с этим, на перекрестках, где имеется сложная инфраструктура, необходимо устанавливать несколько видеомодулей.
Какие нарушения фиксирует комплекс
Водители считают, что СЕРГЕК автоматически выписывает штрафы за неиспользование ремней безопасности и разговоры по телефону во время вождения. Однако это неправда. Водителя могут оштрафовать только сотрудники ГИБДД за такие нарушения. Система СЕРГЕК лишь регистрирует эти проступки:
- нарушение правил дорожного движения, совершаемое при проезде перекрестка при горящем красном сигнале светофора;
- проезд с избыточной скоростью;
- передвижение на общественном транспорте (если такой имеется в городе);
- Невыполнение требований, устанавливаемых дорожными знаками либо специальной маркировкой.
Автомобилист, с помощью данного комплекса программного обеспечения, имеет возможность оспорить наложенный штраф. Например, после дорожно-транспортного происшествия автомобиль был перевернут и пересек двойную разметку. Это нарушение правил можно оспорить в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так как водитель фактически не мог предотвратить эту ситуацию. Если виновник ДТП успеет оплатить штраф в течение 20 дней со дня постановления, величина наложенного штрафа уменьшается на 50%.
Текущие радары, оснащенные технологией GPS, смогут обнаружить СЕРГЕК только при условии непрерывного доступа к сети Интернет. Устаревшие устройства, функционирующие на основе локальных баз данных, не в состоянии быстро и точно определить местоположение камер.
Как камеры на дорогах видят непристегнутый ремень и прочие нарушения
Известно, что в настоящее время современные камеры на дорогах имеют возможность обнаруживать множество разнообразных нарушений, начиная от нарушения сплошной линии разметки и проезда на красный свет, и заканчивая незастегнутым ремнем безопасности и разговорами по мобильному телефону. Некоторые комплексы даже способны распознавать 10-15 нарушений одновременно и делают водителя невольным обладателем целого ряда штрафов.
Специалисты МВС Груп, специализирующиеся на установке и обслуживании систем фотовидеофиксации в Подмосковье, рассказали порталу Авто Mail.ru о принципе работы таких устройств их комплексных возможностях. Кроме того, они пояснили, почему в одной и той же локации может быть установлено несколько дорожных камер и как различить подлинные устройства от имитаций.
Как фиксируются несколько нарушений
Иногда бывают ситуации, когда автомобилист внезапно не соблюдает несколько правил дорожного движения одновременно. Например, он проезжает на красный свет, не пристегиваясь, и при этом разговаривает по телефону. Современные системы фотовидеофиксации могут записать все эти нарушения одновременно. В результате водителю будут выданы постановления о штрафе за каждое нарушение отдельно.
Несмотря на то, что все нарушения были зарегистрированы одним комплексом и автомобиль один и тот же на фотографиях, каждый случай нарушения будет рассматриваться отдельно. И даже разные сотрудники ГИБДД будут заниматься этим. Для того чтобы минимизировать ошибки при вынесении постановлений о штрафах, каждому сотруднику закрепляется определенный набор нарушений ПДД, с которыми он работает в течение дня. Иногда происходит смена, но это случается редко, не каждый день. Такой подход позволяет уловить паттерны и недостатки.
Как камеры распознают нарушения ПДД
Для определения нарушений, совершаемых водителем, используются нейросети, которые постоянно обновляют свои алгоритмы и обучаются на большом количестве примеров. Это позволяет исключить ошибки при распознавании различных действий. После этого, фотографии с подозреваемыми в нарушениях водителями передаются инспектору ГИБДД для окончательного принятия решения и вынесения постановления о наложении штрафа. Например, непристегнутый ремень безопасности может быть фиксирован, и водитель получит «письмо счастья» за это нарушение.
Однако, при внимательном анализе нарушений ПДД для автомобилистов существуют некоторые улегчения. В дорожных ситуациях часто возникают ситуации, когда для безопасного передвижения необходимо пересекать сплошную линию разметки, чтобы объехать большую яму или другое препятствие. Именно поэтому системы фотовидеофиксации считают нарушением момент, когда номерной знак автомобиля пересекает линию разметки, а не когда колесо заезжает на нее, как думают многие водители. К тому же, прогресс в области алгоритмов распознавания и внедрение новых решений позволяют каждый год увеличивать количество видов нарушений ПДД, которые можно зафиксировать.
Выезд на встречную полосу
Иногда возникают ситуации, при которых выезд на встречную полосу запрещен. По обычаю, в таких ситуациях на дорожном покрытии присутствует одна или две сплошные линии — количество зависит от числа полос.
Если водитель решает сменить полосу движения в целях обгона или объезда транспортных заторов, он совершает нарушение дорожных правил.
Нарушение правил движения и пересечение встречной полосы нарушителю грозит значительный штраф в размере 5 000 рублей.
Выезд за стоп-линию и проезд на красный свет
При подъезде к светофору, который загорелся красным цветом, водителю необходимо остановиться, соблюдая правила дорожной разметки и знака «Стоп». Неправильное выполнение данного требования будет зафиксировано камерой, установленной на дорожную разметку: за проезд стоп-линии будет наложен штраф в размере 800 рублей.
Если не прекратить движение, нарушение станет еще более серьезным – водителям грозит наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей при первом нарушении и 5 000 рублей при последующем нарушении светофорного режима.
Обычно камеры, которые зафиксировали оба этих нарушения, установлены на перекрестке и расположены таким образом, чтобы снимать движение встречных автомобилей.
Движение по обочине
Использование обочины для аварийной остановки и парковки является предписанным, поэтому перемещаться там весьма рискованно. Движение по обочине лишь способствует увеличению автомобильных заторов и, более того, вызывает образование большого количества пыли.
За покидание автодорожной проезжей части и движение по обочине водителям предусмотрен штраф в размере 1 500 рублей.
Выезд на перекресток при заторе
Если автомобиль остановится на перекрестке, где образовалась пробка, он создаст преграду для движения в поперечном направлении. Чтобы облегчить контроль за такими нарушениями, разработана специальная «вафельная» разметка на дороге. Если автомобиль проедет по ней, водитель будет оштрафован на сумму 1 000 рублей.
Непропуск пешехода на переходе
Если автомобилист преодолел перекресток, не уступив дорогу пешеходу и заставив его остановиться, возможно, это событие будет зафиксировано камерой. За нарушение правил проезда пешехода предусмотрено штрафное взыскание в размере от 1 500 до 2 500 рублей.
Движение по полосе для общественного транспорта
С целью избежать задержек движения общественного транспорта, предусмотрены специальные полосы, обозначенные буквой «А». На этих полосах размещены камеры контроля, нарушение правила проезда по данной полосе влечет штраф в размере 1 500 рублей.
Движение без ближнего света фар или ходовых огней
Во время дневного света и в течение ночи необходимо включать ходовые огни и фары, чтобы обеспечить безопасность. Не включив фары, вы будете обязаны заплатить штраф в размере 500 рублей.
Нарушение правил проезда железнодорожных путей
В случае проезда через перекресток при красном свете светофора или при запрещающем сигнале дежурного на железнодорожном переезде, система видеонаблюдения зарегистрирует нарушение. За такое нарушение предусмотрено штрафное взыскание в размере 5 000 рублей.
Использование телефона за рулем
Во время передвижения запрещено пользоваться мобильным телефоном, включая звонки, чтение и отправку сообщений. Однако, законным вариантом является закрепление телефона на специальном держателе и использование функции громкой связи.
Если автофотоаппарат заснял мобильный телефон в младших конечностях водителя, то на него будет наложена финансовая санкция в размере 1500 российских рублей.
Непристегнутый ремень безопасности
Несмотря на то, что факт нарушения фиксируется камерами, окончательное решение о наказании принимает человек. В случае, если водитель не пристегнул ремень безопасности, ему будет выписан штраф в размере 1 000 рублей.
Что ждет водителей в будущем
Количество видеокамер на улицах городов и трассах неуклонно растет. Вскоре они будут способны регистрировать и другие правонарушения, например, езду на мотоцикле без шлема или выброшенный мусор из автомобилей.
Автором данного текста является Наталья Куляшова.