Категории и случаи административной ответственности: основные сведения

Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»» были внесены значительные поправки в порядок привлечения к административной ответственности. Рассмотрим ключевые изменения — какие возможности и правовые риски создали новые нормы для природопользователей.

Летом 2022 г. произошел ряд существенных изменений в вопросах привлечения природопользователей к административной ответственности. Они затронули несколько аспектов регулирования: возбуждение дела об административном правонарушении, состав участников производства по делу об административном правонарушении, назначение и исполнение наказания. Рассмотрим эти изменения, их особенности и риски подробнее.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Теперь должностное лицо, выявившее признаки правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, не может быть одновременно лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ[1]).

Единственное исключение — правонарушения, выявленные автоматическими средствами (ст. 28.6 КоАП РФ). Это исключение будет действовать для составов, предусматривающих наказание за выброс мусора из транспортных средств (чч. 3.1–3.4 ст. 8.2 КоАП РФ).

Вопрос компетентного органа всегда был одним из ключевых при привлечении к ответственности. Теперь также важно уточнять, было ли выявлено нарушение в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Запрет на привлечение к ответственности одним и тем же лицом создает основу для более объективного рассмотрения дела.

Если административное правонарушение связано с нарушением обязательных требований, оценка которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), дело может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия с участием контролируемого лица (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).

Основаниями для возбуждения дела, согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, могут быть:

• непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

• поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

• сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Обратите внимание
В экологической сфере перечень обязательных требований нормативно закреплен. Он содержится в Приказе Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования» (в ред. от 06.09.2022). Поэтому, определяя, может ли контролирующий орган в данном случае привлечь к административной ответственности минуя контрольно-надзорные мероприятия, необходимо руководствоваться информацией из этого перечня.

Советуем прочитать:  Колония Белый лебедь: история, побеги, личности

Возбуждение дела об административном правонарушении может происходить до завершения контрольно-надзорного мероприятия, проверки, или контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), а также постоянного рейда, если необходимо применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ).

К таким мерам обеспечения относятся: изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ), временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ). Например, временный запрет может быть применен в делах, где возможным наказанием является приостановление деятельности (ч. 1 ст. 26.17 КоАП РФ), как в случае нарушений режима использования земель в водоохранных зонах.

Обратите внимание
Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольно-надзорных мероприятий, проверки, или контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного контроля (надзора) и постоянных рейдов, должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, обязано уведомить прокурора в течение 24 часов. Невыполнение этого требования может стать основанием для оспаривания назначенной меры обеспечения.

Участники производства по делу об административном правонарушении

В рамках производства по делу об административном правонарушении предусмотрено участие уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (ст. 25.1.1 КоАП РФ).

Ранее КоАП РФ предусматривал участие только федерального уполномоченного, теперь же возможно привлечение регионального уполномоченного.

Правовое регулирование
Деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей регулируется Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (в ред. от 30.04.2021; далее — Закон № 78-ФЗ).

В компетенцию уполномоченных входит защита прав бизнеса, поэтому к ним можно обращаться за дополнительной юридической поддержкой при возникновении конфликта с государственными органами в суде или вне его. Уполномоченные могут направлять жалобы в органы с заключением о мерах по восстановлению прав предпринимателя-природопользователя, обжаловать действия (бездействия) органов и судебные акты для защиты прав природопользователя (ч. 5 ст. 4 Закона № 78-ФЗ). Для этого предпринимателю необходимо направить уполномоченному жалобу в порядке, предусмотренном ст. 4 Закона № 78-ФЗ.

Советуем прочитать:  Определение аморального поведения

Тем не менее вопрос о привлечении уполномоченных к участию в деле необходимо тщательно оценивать с точки зрения правовых рисков.

Назначение и исполнение наказания

Законодатель предусмотрел особое условие для назначения административного штрафа — если вредные последствия предотвращены или вред добровольно устранен, штраф назначается в минимальном размере.

[1] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

П.В. Позднякова,
основатель бюро экологического комплаенса FUTUR,
эксперт Российского экологического общества

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2022.

Что должен знать каждый об административной ответственности

324

Административное правонарушение представляет собой противоправное и виновное действие (или бездействие), за которое установлена административная ответственность согласно Кодексу или законам субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Лицо, достигшее 16 лет, несет административную ответственность за такие деяния. Несовершеннолетние или их родители могут быть наказаны предупреждением или административным штрафом. Если несовершеннолетний не имеет самостоятельного дохода, штраф оплачивается его родителями.

Несовершеннолетние, совершившие административное правонарушение, ставятся на учет в отделении по делам несовершеннолетних полиции. Об этом уведомляются родители, администрация учебного заведения или предприятия, где обучается или работает подросток.

По достижении 14 лет гражданин РФ обязан получить удостоверение личности (паспорт).

Проживание гражданина РФ, достигшего 14 лет, без паспорта или без регистрации по месту пребывания или жительства, влечет штраф от 1500 до 2500 рублей.

Умышленное уничтожение, порча паспорта или небрежное хранение, приведшее к его утрате, наказывается предупреждением или штрафом от 100 до 300 рублей.

Кража, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества также наказуемо.

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, не причинившее значительного ущерба, влечет штраф от 300 до 500 рублей.

Мелкая кража чужого имущества стоимостью до тысячи рублей наказывается штрафом до пятикратной стоимости похищенного, но не менее 1000 рублей (ч. 1 ст. 7.27 КоАП РФ).

Мелкая кража чужого имущества стоимостью от тысячи до двух с половиной тысяч рублей, совершенная путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, при отсутствии признаков преступления, наказывается штрафом до пятикратной стоимости похищенного, но не менее 3000 рублей (ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ).

Советуем прочитать:  Как справиться с дымом от соседской бани: запретительные меры и ответственность

Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечет предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права на это (кроме учебной езды), влечет штраф от 5000 до 15000 рублей.

Невыполнение водителем законного требования должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (включая тех, кто не имеет права управления или лишен этого права) влечет штраф 30000 рублей.

Нарушение запрета на курение табака на определенных территориях, в помещениях и на объектах, установленного федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака», влечет штраф для граждан от 500 до 1500 рублей, на детских площадках — от 2000 до 3000 рублей.

Продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетним запрещена.

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах влечет штраф от 500 до 1500 рублей.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо невыполнение законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, влечет штраф от 4000 до 5000 рублей.

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, которые причинили физическую боль, но не вызвали последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса РФ, если эти действия не являются уголовно наказуемыми, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

О мерах ответственности за административные правонарушения читайте в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ФЗ от 30.12.2001 N 195-ФЗ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector