«Батальон смерти»: женщины показали, как надо воевать

События фильма разворачиваются весной-летом 1917 года. Монархия пала, но Первая мировая война продолжается. Воинские части деморализованы, и создатели фильма находят этому ряд причин: повсеместная «проклятая свобода», власть Советов, трусость мужчин, стремящихся быстрее вернуться домой, чтобы переделить землю и спокойно её обрабатывать. А ещё есть немецкий пунш, которым враги спаивают наших когда-то доблестных солдат – этот момент особенно акцентирован на протяжении всей картины. Командование в растерянности, опытные офицеры роняют скупые мужские слёзы в подушки. Кто им поможет? Конечно, созданный по указу Керенского женский батальон. Здесь суровые крестьянки, гнущие голыми руками железные прутья, а также полные патриотизма дамы из благородных семей. Но главное – во главе этого формирования стоит «настоящая русская женщина» – Мария Бочкарёва. Она ненавидит свободу, Советы и не понимает мужчин, которые пасуют. У неё только дисциплина, рукоприкладство и хардкор!

Прежде чем приступить к критике этого кинематографического произведения, хотелось бы отметить несколько положительных моментов. Часто в отношении современных отечественных фильмов приходится высказывать претензии по поводу актёрской игры. Здесь их, кажется, нет. И Мария Аронова (Бочкарёва), и Марат Башаров (Керенский) и другие актёры справились достойно. Картинка тоже радует глаз. Если вы не сильно разбираетесь в истории, то сюжет вас наверняка увлечёт.

Но вот вы начали углубляться в историю Первой мировой – и вас охватили сначала сомнения, а затем и чувство некоторого отвращения от увиденного. Вы до последнего надеялись, что в фильме будет озвучена хоть какая-то информация о мотивах войны, о причинах, заставлявших Керенского столь настойчиво и невзирая ни на что настаивать на наступлении летом 1917 года. Вы ожидали, что, как в реальности, женский батальон Бочкарёвой на улицах Петрограда будут освистывать, крича им вслед: «Проститутки!» Но нет – ничего подобного в фильме не показывается. Отсюда и возможности для искажений и разного рода фальсификаций.

Вспомним, что Первая мировая – это, прежде всего, война за передел мира. Влиятельные монополии, стремившиеся расширить свои сферы влияния, как и сейчас, имели серьёзное лобби в правительствах и парламентах. Таким образом, они активно подталкивали свои государства к борьбе за колонии и устранение конкурентов. Германия и Италия жаждали новых рынков сбыта, источников ресурсов и дешёвой рабочей силы. Англия и Франция хотели сохранить уже имеющиеся территории, да ещё и поживиться за счёт раздавленных конкурентов из Тройственного союза. Россия же с времён Александра III зависела от французских кредитов, что привело к известной финансовой зависимости. А, как говорится, «кто платит за девушку – тот с ней и танцует» — за денежные вливания правительство России расплачивалось кровью своих солдат, которых сотнями тысяч убивали в сражениях во имя защиты французских кредиторов. Более того, российские власти уже два века мечтали о захвате Константинополя и Черноморских проливов, а также не прочь были приобрести Восточную Пруссию.

Собственно, с действий российских войск в Пруссии и началась война на Восточном фронте. После же тотального поражения и вытеснения наших армий на территорию Польши и Белоруссии, власти Российской Империи начали сокрушаться о том, что «враг стоит на нашей земле». Примерно такую же позицию придерживается и Бочкарёва в фильме.

Следует отметить, что братания начались уже в 1914 году на Западном фронте. На праздники англичане, французы и немцы обменивались подарками, устраивали встречи. Иногда, несмотря на запреты офицеров, они собирались и играли в футбол.

Что же делать Временному правительству в Петрограде в таких условиях? Оно получило признание от союзников по Антанте и новые кредиты. В ответ союзники требовали нового наступления. Этот момент не показан в фильме, но он прекрасно раскрывает мотивы Керенского и других министров. Боялись ли они народного недовольства? Конечно. За несколько месяцев до этого петроградские рабочие вместе с гарнизоном свергли монархию, чтобы прекратить войну. В апреле 1917 года, в ответ на «Ноту Милюкова» (министра, объявившего курс правительства на продолжение боевых действий), начались массовые демонстрации, закончившиеся сменой состава кабинета министров. Учитывая этот опыт, Керенский решается на пропагандистскую авантюру – создание Женского батальона смерти.

Конечно, никто не стал бы распускать это военное формирование из-за несдачи кем-то из его членов необходимых нормативов, как показано в фильме. Батальон Бочкарёвой был предназначен не для войны, а для фото- и видеосъёмки. Потом правительственные СМИ трубили о том, что «даже женщины отважнее мужчин». Однако мало кто верил в такие уловки – эту показуху ненавидели и рабочие, и солдаты. Батальон участвовал в боевых действиях лишь один раз, после чего был отозван с фронта и продолжил свои фотосессии.

Правда, сама Бочкарёва действительно верила, что её боевое подразделение создаётся для войны. Поэтому избиения и муштра в батальоне были настолько жёсткими, что от двух тысяч прибывших через пару месяцев осталось лишь несколько сотен. Этого также не показали в фильме.

Советуем прочитать:  Как избежать мошенничества: опыт покупки квартиры через агентство "Гарант" на сайте Домклик

Изображение казарменной жизни в «Батальоне» интересно обыгрывает и социальные противоречия, накопившиеся в обществе к 1917 году. Здесь «невежественная чернь» осуществляет «необоснованные наезды» на «благородных девиц». Сценаристы и режиссёр как бы говорят нам: «Смотрите, какие невоспитанные женщины из низших слоёв общества! Мы должны жить дружно!» Но причины не показаны. Крестьяне, которых веками угнетали, и рабочие, трудившиеся по 12 часов в день и живущие в бараках, имели свои вполне очевидные причины для вражды к «господам». В марксистской литературе это называется «классовая ненависть».

В конце фильма титры грустно сообщают нам, что Бочкарёва была расстреляна в 1920 году за пособничество белому движению. Зритель невольно сочувствует героине и осуждает «кровожадных большевиков». Но вспомним, что госпожа Бочкарёва после Октября 1917 года активно ездила за границу, прося помощи для белых и призывая «союзников» очистить Россию от красных. Иными словами, она была из тех «патриотов», которые с энтузиазмом приглашали войска капиталистических стран разорять родную землю. Позже она приедет и в ставку к Колчаку для организации нового «женского батальона», но этим планам не суждено было сбыться.

К фильму можно придираться долго – от изображения батальных сцен до сюжетных пробелов, которые делают некоторые линии скомканными. Однако оставим это неблагодарное занятие. Важно то, что «Батальонъ» – не просто очередная псевдоисторическая сказка, это еще и набор пропагандистских штампов. Это изображение событий, оторванных от их контекста. Это суррогатный ура-патриотизм, активно прививаемый властями. Это стремление выставить черное белым. Остается только поблагодарить создателей фильма за то, что они не пересказали зрителям байки белогвардейцев о том, как революционные матросы при взятии Зимнего дворца массово насиловали «женский батальон», вспарывали животы женщинам и выбрасывали их из окон. Однако, не удивлюсь, если и такого рода картина в будущем появится. Сказок в истории припасено на 100 лет вперед.

«Батальон смерти»: женщины показали, как надо воевать

20 февраля на экраны выходит российский фильм «Батальон». Картина рассказывает о подвиге женского отряда.

Адарья ГУШТЫН / 17.02.2015 / 16:32 / Культура

Просмотров: 6663 Комментариев: 0

20 февраля на экраны выходит российский фильм «Батальон». Картина рассказывает о подвиге женского отряда, созданного в 1917 году для поднятия боевого духа русской армии. Однако девушкам пришлось сражаться на передовой.

«Батальон» вошел в двадцатку самых ожидаемых премьер российского кинематографа в 2015 году. На предпоказ в Минске собрался целый зал любителей патриотического кино: министр информации Лилия Ананич, первый зампредседателя телеканала «ТРО Союз» Юрий Гроеров, начальник информагентства «Ваяр» Андрей Шубадеров, директор Национальной библиотеки Роман Матульский и даже бывший вице-премьер Анатолий Тозик, который после своей громкой отставки впервые появился на публике. Свободные места в зале заняли курсанты Суворовского училища с попкорном в руках.

От создателей «Брестской крепости» и «Сталинграда»

С этих титров начинается историческая драма «Батальон». Представляя картину минскому зрителю, продюсер Игорь Угольников отметил, что о Первой мировой войне практически ничего неизвестно, хотя она изменила ход истории.

«О Первой мировой войне нужно говорить не только потому, что она была, а потому, что мы о ней почти ничего не знаем. А еще потому, что то, что происходит сейчас, очень созвучно тому, что происходило 100 лет назад на нашей земле. Если бы мы выпустили картину год назад, это была бы просто историческая драма. Сегодня эта картина смотрится совершенно иначе», — заявил Угольников.

Съемки проходили в Санкт-Петербурге и Псковской области. Почти в каждом эпизоде было задействовано до 150 человек. По словам Игоря Угольникова, он каждый год ездит на молодежный форум «Селигер», где присматривается к патриотической массовке:

«В начале ХХ века, чтобы помочь России, девушки шли на фронт, даже на смерть. Сегодня, слава Богу, войны нет, но молодые люди чувствуют ответственность перед своей Родиной… У этих молодых людей загораются глаза от слов «Родина», «Россия». Это именно то, что нужно для картины».

Для съемок фильма «Батальон» под Псковом были построены линии окопов. Создатели уверяют, что декорации создавались по архивным фотографиям и чертежам тех времен. Реквизит также был аутентичным, столетней давности — автомобили, граммофоны, печатные машинки, телеграфные аппараты, звукозаписывающие устройства

Министр культуры России Владимир Мединский на презентации драмы в Москве подчеркнул, что такие фильмы, как «Батальон» и предыдущий проект Угольникова «Брестская крепость», определяют направление, в котором следует воспринимать «нашу историю».

«Этот фильм не может собрать меньше 1,5 млрд рублей в прокате (по текущему курсу это почти 24 млн долларов. — Naviny.by)», — заявил чиновник.

Напомним, что «Брестская крепость» Игоря Угольникова провалилась в прокате. Однако «Сталинград» Федора Бондарчука стал самым кассовым фильмом в истории современного российского кино.

Хотя в широкий прокат фильм «Батальон» выйдет 20 февраля, зрители уже сейчас делятся своими впечатлениями на форумах.

Советуем прочитать:  7 эффективных методов решения проблем, которыми пользуются дальновидные люди

Особенно много критики получила звезда сериала «Универ» Мария Кожевникова. Она исполнила одну из главных ролей — графиню Татищеву, готовую отправиться на передовую во имя Родины.

Судя по всему, после выборов в Госдуму это второй значимый шаг в карьере актрисы.

«Для меня было важно не только проявление женской храбрости Маши (для роли она побрилась наголо), — пояснил Угольников, — но и её гражданская позиция, которую она не боится защищать».
Режиссёр Дмитрий Месхиев также проявил гражданскую позицию. Летом 2012 года он добровольно ушел с поста председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга, после того как прокуратура начала проверку финансово-хозяйственной деятельности комитета. Режиссер вернулся к творческой деятельности и в марте 2014 года подписал обращение деятелей культуры РФ в поддержку политики Путина по Украине и Крыму.

Фильм «Батальон» рассказывает о событиях 1917 года. Николай II отрекся от престола, временное правительство возглавил Александр Керенский. На фоне продолжающейся войны большевики развернули пропаганду и призывают к миру с немцами. Созданы так называемые солдатские комитеты, без разрешения которых офицеры ничего не могут решить. Солдаты ждут скорейшего окончания войны, они не стремятся на передовую и распивают шнапс, любезно предоставленный врагами.

Офицеры Генштаба считают, что дисциплину можно восстановить только путем возвращения смертной казни — расстрелов дезертиров. Однако Керенский, которого в фильме, кстати, играет Марат Башаров, уверен, что поднять боевой дух можно другим способом. По его приказу создается женский «Батальон смерти» под командованием Марии Бочкаревой.

Актриса Мария Аронова в роли Бочкаревой

Фильм основан на реальных событиях. Мария Бочкарева была одной из первых женщин-офицеров в России. Родом из бедной крестьянской семьи, в 15 лет её впервые выдали замуж. И первый, и второй муж сильно пили и били её. Когда началась война, Мария решила вступить в действующую армию. Ей предложили стать сестрой милосердия, но Бочкарева отправила телеграмму царю и неожиданно получила положительный ответ, после чего попала на фронт. Сначала её высмеивали сослуживцы, но благодаря храбрости и выдержке в бою её начали уважать.

В 1917 году Керенский попросил Бочкареву организовать женский батальон. К участию привлекли до двух тысяч девушек, но суровую подготовку выдержали не более трехсот. В части царила железная дисциплина.

В течение фильма возникает мысль: много героизма, но мало стратегии. Это отражает реальную картину войны с участием российских войск. Можно сколько угодно поднимать боевой дух, но если начинается газовая атака, а противогазов меньше, чем бойцов, солдаты погибают. «Живой щит» уменьшается.Предыдущие военные фильмы, продюсированные Игорем Угольниковым и Федором Бондарчуком, подверглись критике зрителей, включая ветеранов, за чрезмерное увлечение спецэффектами: создание сцен, наполненных трупами и кровью, не делает фильм о героях.

Почему стоит посмотреть «Батальон»?

Во-первых, фильмов о Первой мировой войне очень мало, как художественных, так и массовых.

Во-вторых, о роли женщин в этой войне известно еще меньше, а о их участии на передовой практически ничего. Это и делает этот фильм ценным.

В-третьих, «Батальон» рассказывает не только о войне, но и о социальных и идеологических противоречиях того переломного времени.

Мария Бочкарева, кстати, после войны агитировала женщин на борьбу с большевиками. В 1920 году ее назвали «злейшим врагом рабоче-крестьянской республики» и расстреляли. В фильме «Батальон» об этом упоминается лишь одной строчкой в последнем кадре.

Пять интересных фактов о фильме

1. Отряд Бочкаревой героически сражался под Сморгонью. Это основные события фильма.

2. Рабочее название фильма — «Батальон смерти». Изначально премьера была запланирована на 1 августа 2014 года — день памяти защитников Отечества во время Первой мировой войны. Однако к этому времени фильм завершить не успели.

3. Во время съемок оказалось, что актриса Мария Кожевникова беременна. Из-за этого пришлось скорректировать сценарий и изменить роль графини Татищевой.

4. Одну из главных ролей в фильме исполнила белорусская актриса Янина Малинчик, артистка Брестского областного театра. За роль Дуси Гриневой ей пришлось конкурировать с несколькими известными российскими актрисами, но она была утверждена единогласно.

5. Производство фильма стало почти семейным делом. Оператором стал 27-летний Илья Авербах, сын режиссера Дмитрия Месхиева. Жена Игоря Угольникова, Алла, указана в титрах как креативный продюсер.

Первый женский: невыдуманная история

Продюсер Игорь Угольников рассказывает, что идея создать такой фильм возникла еще во время работы над «Брестской крепостью». Сюжет был найден: в преддверии революции 1917 года Временное правительство сформировало боевые единицы, состоящие полностью из женщин. Предполагалось, что их готовность сражаться станет примером для мужчин, уставших от затяжной войны. Командовала женским батальоном поручик Мария Бочкарева — одна из первых женщин-офицеров в России.

Советуем прочитать:  Калькулятор алиментов

«Родзянко нашел мое предложение великолепным и представлял, как это подействует на мужчин, когда они узнают, что женщины находятся в окопах и первыми пойдут в наступление. <…> Керенский слушал с явным нетерпением. Было очевидно, что он уже принял решение по этому делу. Сомневался лишь в одном: смогу ли я поддерживать высокий моральный дух и нравственность в батальоне. Керенский сказал, что разрешит мне начать формирование немедленно, если я возьму на себя ответственность за поведение и репутацию девушек. Я дала обещание, и дело было решено. Мне сразу же предоставили полномочия на формирование воинской части под названием «Первый русский женский Батальон смерти».

Из книги Марии Бочкаревой «Батальон смерти»

В конце июня 1917 года один из «Батальонов смерти» прибыл в действующую армию, и вскоре «новобранцам» пришлось вступить в настоящий бой.

«Ночь мы провели в амбарах деревни Сенки. Удалось ли девушкам заснуть, не знаю. Большинство из них, конечно, испытывали страх перед лицом Войны. Пушки гремели беспрестанно, но мои маленькие храбрые солдаты держались стойко, скрывая свои чувства…».

Из книги Марии Бочкаревой «Батальон смерти»

Впервые солдаты Бочкаревой столкнулись с ужасами войны 8 июля 1917 года. За три дня они отразили 14 немецких атак. 30 женщин погибли, 70 получили ранения, но батальон не отступил. Мужчины, которые вначале приняли появление женщин в штыки, вскоре стали восхищаться их стойкостью.

«Наши позиции находились на берегу реки Стырь, которая в этих местах узка и мелководна. Немцы окопались на противоположном берегу. В нескольких сотнях шагов от нас был мост через реку. <…> Немцы яростно обстреливали нас минами. Однако мы успевали укрыться до их падения. Наша рота располагалась очень близко к первой линии врага».

Из книги Марии Бочкаревой «Батальон смерти»

Несмотря на казармы и униформу, окопы и винтовки, женщины на войне оставались женщинами. У каждой был свой характер и слабости. Создатели «Батальона» стремились подчеркнуть индивидуальность каждой героини, поэтому тщательно продумывали даже длину волос, которые актрисы пожертвовали для съемок.

  • Позабыть нельзя…
  • Битва за Севастополь
  • Кино для Победы

— Меня часто спрашивают, трудно ли было постричь девушек налысо. Нет, не трудно, хотя, когда их стригли, слезы текли у всех. Сложнее было обучить их военному делу и снимать в тяжелых сценах, когда они бегут по грязи, в дыму, в противогазах, с настоящими винтовками и штыками, — рассказывает Игорь Угольников.

Все актрисы «Батальона» прошли полноценный курс молодого бойца: учились стрелять, метать гранаты, строиться, читали армейский устав. Угольников утверждает, что к концу съемок они превратились в настоящий батальон и вместе пережили все трудности полевых условий.

«Для учебных тренировок мы получили пятьсот винтовок, которых хватило лишь на четверть личного состава. Пришлось придумать метод, который позволял бы использовать винтовки всему составу. Было также принято ввести особые знаки отличия для солдат и офицеров Батальона смерти. Мы разработали новые погоны — белые с красными и черными полосами. На правом рукаве гимнастерки пришивалась красно-черная стрела. Я заказала две тысячи таких знаков».

Из книги Марии Бочкаревой «Батальон смерти»

Работа над фильмом о Первой мировой войне, долгое время остававшейся в тени, оказалась сложнее, чем над картиной о Великой Отечественной. Хотя документальных материалов по этой эпохе достаточно, собрать их воедино оказалось трудной задачей, и на исторические переработки сценария ушло больше года. Съемочную группу консультировали историки Российского военно-исторического общества. Требовалось воссоздать атмосферу эпохи: костюмы, интерьеры, военную технику и оружие. Винтовки у девушек были точными копиями «мосинок», использовавшихся в Первую мировую.

После работы над «Батальоном» у съемочной группы осталась большая коллекция костюмов, которая будет передана Ленфильму. Позже ее дополнят наряды, использовавшиеся в фильмах «Матильда» Алексея Учителя и «Контрибуция» Сергея Снежкина. По словам Игоря Угольникова, это собрание костюмов начала XX века может стать самым большим в Европе.

После работы над «Батальоном» в распоряжении съемочной группы осталась целая коллекция костюмов, которая будет передана Ленфильму. Позже ее пополнят наряды, использовавшиеся в съемках картин «Матильда» Алексея Учителя и «Контрибуция» Сергея Снежкина. По словам Игоря Угольникова, такое собрание костюмов начала XX века может стать самым большим в Европе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector