Ситуация: Как потребителю вернуть деньги за неоказанные услуги?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2025) Если исполнитель игнорирует ваши претензии или отказывается возвращать деньги за неоказанные услуги, вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор (см. ситуацию «Как пожаловаться в Роспотребнадзор?»).
Статья: Спор о защите прав потребителей при невыполнении обязательств турагентами и туроператорами (по материалам судебной практики Московского городского суда)
(«Электронный журнал «Помощник адвоката», 2025) Доказательства включают договор/заявку на бронирование, туристическую путевку, квитанции об оплате, сообщения об аннулировании тура, скриншоты из системы бронирования, уведомление консульства об отказе в визе, документы о обращении в полицию, претензию к ответчику, расчет стоимости неоказанных услуг, выписки со счета о дополнительных расходах, показания истца и ответчика, свидетельские показания, электронную переписку и смс-сообщения.
Нормативные акты
Решение Ярославского УФАС России от 06.04.2023 по делу N 05-03/76П-23(76-66)
О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. В период с 27.03.2023 по 15.03.2023 МОУ «СБ» неоднократно направляло ООО ЧОО «П» претензии (N 4 от 27.02.2023, N 5 от 06.03.2023, N 6 от 14.03.2023, N 7 от 15.03.2023), указывая на неисполнение обязательств по контракту N 49/4/23 от 30.01.2023, в частности, общество не обеспечивало пост охраны. Заказчик требовал немедленного исполнения обязательств по контракту.
Пример претензии на возврат денежных средств за неоказанную услугу
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по защите прав потребителей поможет вернуть деньги с исполнителя за неоказанные услуги. Звоните в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург и задайте свой вопрос нашему юристу прямо сейчас.
Как составить претензию по договору оказания услуг
Претензия по договору оказания услуг является официальным документом, целью которого является уведомление второй стороны о проблемах, возникших вследствие ненадлежащего исполнения или неисполнения условий договора.
- Бланк и пример
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
Основные причины составления претензии
Чаще всего претензии по договору оказания услуг составляются по следующим причинам:
- нарушение сроков исполнения обязательств;
- халатное выполнение услуг;
- отсутствие возмещения затрат;
- понесенных заказчиком из-за отказа исполнителем предоставить услуги;
- отказ выплачивать пени и штрафы в установленных договором случаях.
Назначение документа
Согласно законодательству, договор об оказании услуг предполагает выполнение одной из сторон взятых на себя обязательств по предоставлению услуг, а другой — их оплату в заранее установленном размере и порядке.
Если какая-либо из сторон нарушает хотя бы один пункт договора, ее контрагент имеет право составить претензию.
Написание претензии — первый шаг на пути разрешения возникших разногласий.
Таким образом, роль претензии весьма значительна. Она позволяет не только обозначить проблемы, возникшие при исполнении договора, но и своевременно предотвратить развитие ситуации до судебного разбирательства.
Что можно требовать в претензии
Требования в претензии зависят от того, какие именно пункты договора были нарушены. Основная цель таких документов — добиться выполнения другой стороной своих обязательств.
При этом, если требования исполнителя чаще всего очевидны и однозначны — оплата услуг, то у заказчика список требований может быть гораздо шире. Например, он может требовать снижения стоимости услуг, если их качество или количество его не удовлетворили, бесплатного устранения негативных последствий, расторжения договора с возмещением убытков и т.д.
Также при нарушении условий договора обе стороны могут требовать выплаты неустойки, даже если это условие не было прописано в договоре (здесь вступает в силу статья 332 ГК РФ).
Кто пишет претензию
В крупных организациях претензии к договорам составляют юрисконсульты. В небольших фирмах или там, где нет штатного юриста, эту задачу выполняют сотрудники или руководители подразделений, ответственные за договор.
Главное, чтобы специалист, составляющий претензию, был юридически грамотным и знал законодательство РФ в области договорных отношений.
Основные нюансы при составлении претензии
Претензия, как и сам договор, может быть составлена в произвольной форме, однако важно, чтобы она соответствовала стандартам делопроизводства и правилам русского языка.
В претензии необходимо указать по порядку:
- наименование компании, от имени которой она пишется;
- название организации, к которой она направляется;
- адреса обеих сторон.
Документ должен содержать заглавие и ссылку на основной договор (с указанием номера и даты его составления).
В основной части следует подробно описать суть претензии, указав пункты договора, которые были нарушены. Если к претензии прилагаются дополнительные документы или фото- и видеоматериалы, их следует упомянуть отдельно.
В конце нужно подвести итог, обозначив свои требования и срок их исполнения. Также стоит указать, что в случае отказа от исполнения претензии, заинтересованная сторона оставляет за собой право обратиться в суд.
Как оформить претензию
К оформлению претензии не предъявляется особых требований. Документ можно написать на обычном листе или фирменном бланке компании, от руки или в печатном виде (последний вариант удобен для внесения реквизитов и создания копий). Однако, если в договоре указан конкретный формат претензии, следует ему следовать.
Претензия должна быть подписана руководителем компании или сотрудником, ответственным за решение конкретных вопросов, указанных в документе (подпись должна быть только «живой», использование факсимиле не допускается).
Нет необходимости удостоверять претензию с помощью различных клише, так как с 2016 года компании могут визировать свою документацию печатями и штампами только если это предусмотрено их внутренними нормативными актами.
Претензия составляется в двух экземплярах, идентичных по содержанию и равнозначных по правовой силе.
После составления претензию нужно зарегистрировать в журнале учета документов, а отправляемый экземпляр отметить в журнале исходящей корреспонденции.
Отправить претензию можно заказным письмом с уведомлением о вручении либо передать с курьером или представителем компании (при этом нужно получить подпись представителя контрагента о получении документа).
После отправки претензии
Отправленная претензия может привести к различным последствиям:
- Первое и наиболее желательное для всех – устранение недостатков и продолжение сотрудничества.
- Второе – игнорирование требований. В этом случае закон позволяет расторгнуть договор в одностороннем порядке, даже если такой пункт не предусмотрен в самом договоре.
Также сторона, понесшая убытки из-за невыполнения условий договора, может обратиться в суд.
В этом случае претензия станет еще одним доказательством нарушения обязательств другой стороной.
Заявление на возврат денежных средств за услугу
Как составить заявление на возврат денег за услугу в 2025 году? Часто потребители сталкиваются с некачественными бытовыми, банковскими, туристическими и другими услугами. Иногда исполнители нарушают сроки выполнения договора без уважительных причин. Бывает и так, что услуга больше не нужна, и заказчик решает отказаться от неё в одностороннем порядке. Чтобы расторгнуть договор, нужно написать заявление и направить его исполнителю. В данной статье рассмотрим, в каких случаях подается заявление на возврат денег за услуги, как его правильно составить и подать.
Услуга не была оказана
Потребитель может отказаться от услуги, если она больше не нужна или если он обратился к другому исполнителю. Это не лишает его права отказаться от сделки и потребовать возврата денег.
Пример: Васильев Р.Г. обратился за юридическими услугами, и специалисты составили для него исковое заявление. По условиям контракта, юрист должен был защищать интересы Васильева в суде, но тот внезапно отказался от договора. В этом случае клиент обязан оплатить помощь юриста, касающуюся составления иска. Оставшиеся средства должны быть возвращены гражданину.
Клиент может отказаться от услуг, оплатив понесенные расходы только за выполненную работу (ст. 32 Закона о защите прав потребителей).
Претензия на возврат денежных средств за неоказанные услуги по договору возмездного оказания услуг в 2025 году
Исполнитель нарушил сроки оказания услуг
Согласно ст. 27 и ст. 28 Закона о защите прав потребителей, заказчик имеет право ожидать, что исполнитель выполнит услугу в срок, указанный в договоре. Если сроки нарушены и услуга не предоставлена полностью, клиент вправе расторгнуть договор и потребовать возврата ранее оплаченных средств.
Пример Гаранин А.А. заключил договор на предоставление услуг химчистки ковра. Стороны согласовали сроки возврата вещи при передаче ее исполнителю. Однако ковер не был возвращен заказчику в назначенный срок. Работники химчистки согласовали с Гараниным продление срока договора еще на три дня. Но и по прошествии этого времени услуга не была оказана. В таких обстоятельствах клиент имеет право расторгнуть контракт и потребовать возврат денежных средств.
Услуга выполнена некачественно
Бывает, что исполнитель оказывает услугу некачественно, что приводит к невозможности достичь желаемого результата. Согласно статье 29 Закона о защите прав потребителей, клиент имеет право требовать устранения недостатков. Если исполнитель не устраняет дефекты, потребитель может потребовать расторгнуть договор и вернуть ему деньги.
Пример Данаева Г.Е. заключила с фирмой договор на предоставление туристических услуг. Клиентке предоставили отель с неудовлетворительными условиями проживания, что нарушило согласованные условия контракта. Гражданка Данаева обратилась к туроператору с просьбой заменить гостиницу ненадлежащего качества, но ответа не последовало. Тогда она подала заявление о расторжении договора и возврате денежных средств.
Как составить заявление на возврат денежных средств
Чтобы вернуть деньги за услугу, необходимо подать заявление. Документ составляется в свободной форме, при этом рекомендуется следовать следующим правилам:
Что указать в заявлении на возврат средств | |
1 | В правом верхнем углу укажите «шапку»: наименование компании исполнителя, ее адрес, а также ваши ФИО, адрес и номер телефона. |
2 | Опишите обстоятельства: укажите дату заключения договора, сроки предоставления услуги, ее объем и стоимость. |
3 | Сообщите причины расторжения договора, ссылаясь на соответствующие правовые нормы. |
4 | Сформулируйте требование о возврате денежных средств. |
5 | В конце заявления укажите дату составления документа и поставьте свою подпись. |
Обоснуйте свои требования документами, подтверждающими изложенные в заявлении факты. В конце укажите список приложенных документов, таких как договор, квитанция об оплате, фото, экспертное заключение и т.д.
Если у вас возникли трудности при составлении заявления, воспользуйтесь образцом, созданным нашими квалифицированными юристами:
Образец заявления о возврате суммы, уплаченной за услуги ненадлежащего качества в 2025 году
Образец заявления о возврате суммы, уплаченной за услуги ненадлежащего качества в 2025 году