Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I
«О вынужденных переселенцах»

С изменениями и дополнениями от:

20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 16 октября 2010 г., 1 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 27 декабря 2018 г., 8 декабря 2020 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле данного Федерального закона

Этот Закон регулирует статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ, признанными международными принципами и нормами, а также международными договорами, подписанными Российской Федерацией.

Закон регулирует статус вынужденных переселенцев, предоставляя им экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории России.

В соответствии с законом, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденно покинувший своё место жительства из-за совершенного против него или его семьи насилия, или реальной угрозы такого насилия, преследования по признаку расы, национальности, религии, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям. Также, данный статус может быть предоставлен иностранцам или лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ на законных основаниях. Закон также определяет, кто не может быть признан вынужденным переселенцем.

Установлены правила признания лиц вынужденными переселенцами, а также предусмотрены случаи утраты или лишения этого статуса.

Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах»

Верховный Совет РФ постановил ввести данный Закон в действие со дня его официального опубликования, которое состоялось 19 февраля 1993 г. под № 4531-I

Текст Закона был опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ от 25 марта 1993 г., № 12, ст. 427, и в «Российской газете» от 20 марта 1993 г., № 54

Изменения в документ внесены следующими актами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 429-ФЗ

Изменения вступили в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 528-ФЗ

Изменения вступили в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 467-ФЗ

Изменения вступили в силу по истечении 10 дней с даты официального опубликования данного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 358-ФЗ

Изменения вступили в силу по истечении 10 дней с даты официального опубликования данного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ

Изменения вступили в силу со дня официального опубликования данного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ

Изменения вступили в силу с 1 сентября 2013 г.

Начало действия изменений назначено на 1 июля 2011 года.

Федеральный закон от 16 октября 2010 г. № 274-ФЗ

Изменения начнут действовать спустя 10 дней после официального опубликования этого Федерального закона.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ

Изменения вступят в силу 1 января 2009 года.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ

Начало действия изменений — 1 января 2005 года.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ

Применение подпункта 2 пункта 3 статьи 7 данного Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 года.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ

Применение подпункта 2 пункта 3 статьи 7 данного Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ

Изменения начнут действовать с 1 января 2001 года.

Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ

Изменения вступят в силу со дня официального опубликования этого Федерального закона.

Формы документов

Судебная практика

Возможности и риски судебных разбирательств в судах общей юрисдикции: споры, связанные с арендой специализированных жилых помещений. Истец или его член семьи требует от Уполномоченного органа восстановить их в списках на жилищный учет
(КонсультантПлюс, 2024) По мнению Истца или членов его семьи, они имеют право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда ввиду своей профессиональной деятельности, государственной службы, обучения, получения социальных услуг, капитального ремонта или утраты единственного жилья, признания их беженцами, вынужденными переселенцами или лицами, нуждающимися в особой социальной защите (например, сиротами или оставшимися без попечения родителей). Истец и его семья были внесены в список на жилищный учет по данной причине. Однако, Уполномоченный орган принял решение о снятии их с учета.

Советуем прочитать:  Подача ходатайства в суд

Возможности и риски судебных разбирательств в судах общей юрисдикции: споры, связанные с арендой специализированных жилых помещений. Гражданин или его законный представитель требуют от Уполномоченного органа внести Гражданина в список на жилищный учет
(КонсультантПлюс, 2024) По мнению Гражданина или его законного представителя, Гражданин и его семья имеют право на получение жилья из специализированного жилищного фонда из-за их профессиональной деятельности, государственной службы, обучения, получения социальных услуг, капитального ремонта или утраты единственного жилья, признания их беженцами, вынужденными переселенцами или лицами, нуждающимися в особой социальной защите. Гражданин или его законный представитель подал заявление в Уполномоченный орган с просьбой включить их в список на жилищный учет по этим основаниям. Однако Уполномоченный орган отказал им в этом, и Гражданин считает этот отказ необоснованным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: Какие существуют основания для отсрочки от службы в армии?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2024) Граждане, покинувшие свое место жительства в другой стране и прибывшие в РФ, обратившиеся с заявлением о признании их вынужденными переселенцами, получают отсрочку от службы на срок с момента регистрации заявления до его рассмотрения или до трех месяцев с даты признания их вынужденными переселенцами.

Нормативные акты

Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1
(с изменениями от 8 декабря 2020 г.)
«О вынужденных переселенцах» 3. Человеку, который был признан вынужденным переселенцем, выдается специальное удостоверение. Информация о несовершеннолетних членах его семьи, которым еще не исполнилось восемнадцати лет, вписывается в удостоверение одного из родителей. Электронная форма удостоверения не допускается.

Кто такие переселенцы и вынужденные переселенцы

Переселенцы — это люди, которые меняют свое место жительства в силу решения, принятого уполномоченными государственными органами, а не по собственной инициативе. Такое перемещение может быть вызвано различными факторами: невозможностью дальнейшего проживания из-за радиоактивного загрязнения или воздействия токсичных веществ, неблагоприятными природными условиями (угрозы оползней, лавин и так далее) или затоплением местности в связи со строительством гидротехнических сооружений.

Вынужденный переселенец — это гражданин Российской Федерации, который покинул свой дом из-за насилия или преследований, угрожающих ему или его семье, либо из-за реальной угрозы преследования по признаку расы, национальности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политическим взглядам. Эти обстоятельства могли стать причиной враждебных действий или массовых нарушений общественного порядка, направленных против конкретного лица или группы лиц.

Различие между беженцами и вынужденными переселенцами

Беженцы — это иностранные граждане или лица без гражданства, тогда как вынужденные переселенцы — это граждане Российской Федерации. Тем не менее, причины и обстоятельства их вынужденного перемещения имеют схожую социально-политическую природу, включая опасность преследования по расовым, национальным, религиозным, политическим или языковым признакам.

Часто в общественном восприятии эти понятия путают, однако между ними есть значительные различия. В отличие от переселенцев, вынужденные беженцы:

  • не являются гражданами Российской Федерации;
  • не могут подавать заявки в электронном виде или по Почте России — требуется их личное присутствие в миграционных подразделениях МВД;
  • должны быть готовы к долгому ожиданию: процесс признания лица вынужденным беженцем требует многоуровневых проверок и может занять около полугода;
  • обязаны регулярно регистрироваться в миграционной службе;

Переселенцы: переход на новое место жительства

Государственные органы, предприятия и организации обязаны обеспечивать переселенцев жильем, работой и другими средствами для нормальной жизни. В определенных случаях переселение граждан проводится по соглашению между государством и гражданами для освоения малонаселенных или отдаленных территорий, участия в строительстве новых объектов и прочих проектов. В таких случаях соглашение между переселенцами и государственными органами регулируется нормативными актами и договорами, и может предусматривать возврат переселенцев на прежнее место жительства.

Особый статус вынужденных переселенцев

Вынужденный переселенец может быть признан таковым, если он был вынужден покинуть свой дом из-за насилия или угрозы преследования по национальному или расовому признаку. Помимо этого, причинами вынужденного переселения могут быть религия, язык, политические убеждения или принадлежность к определенной социальной группе.

Согласно российскому закону «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года, с изменениями от 20 декабря 1995 года, гражданин РФ может быть признан вынужденным переселенцем, если ему пришлось покинуть место жительства в зарубежной стране и переехать на российскую территорию.

Вынужденными переселенцами также могут стать россияне, которые вынуждены были покинуть свои дома в одном регионе РФ и переселиться в другой регион России.

Статус вынужденного переселенца присваивается гражданину после рассмотрения его ходатайства соответствующим территориальным органом миграционной службы.

Советуем прочитать:  Что значит быть комиссованным из армии: Полное объяснение и причины

Какие документы выдают вынужденным переселенцам?

После признания человека вынужденным переселенцем ему выдают удостоверение установленного образца. В случае отказа в признании этого статуса, в течение пяти дней с момента принятия решения, ему направляется письменное уведомление с обоснованием отказа и указанием порядка обжалования.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Следите за нашими обновлениями в соцсетях. Мы публикуем обзоры новых статей и сообщаем о важных изменениях в законе.

Подпишитесь на рассылку, чтобы получать статьи на почту пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности.

Репатрианты получат новые льготы на федеральном уровне

Как переехать из недружественных стран

Понятие «репатриант» введено в российское законодательство указом президента Владимира Путина от 22 ноября 2023 года. Это граждане России или бывшие граждане СССР, которые постоянно проживают за границей. Под это понятие подпадают, например, лица, родившиеся в РСФСР и эмигрировавшие за рубеж. Также репатриантами могут считаться люди, чьи предки по прямой линии были рождены или проживали на территории Российской империи или СССР. Основная цель института репатриации — поддержка соотечественников, живущих в недружественных странах, которые хотят вернуться на свою историческую родину.

С 1 января 2024 года репатрианты смогут участвовать в государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников. Согласно постановлению правительства от 14 февраля 2024 года № 169, для переезда им не потребуется подтверждать знание русского языка на необходимом уровне. Репатрианты могут выбрать любой регион России для проживания. Чтобы получить статус участника госпрограммы, они должны подать заявление в российское посольство или консульство за рубежом, или в органы МВД в России. Программа предусматривает компенсацию расходов на переезд и разрешает перевезти личные вещи без ограничения по весу и стоимости. Пока они не получат российское гражданство, им выплачивается ежемесячное пособие. Затем они могут получить субсидию на покупку жилья или строительство дома.

Стимулы от регионов

Калининградская область стала первым регионом в России, предложившим репатриантам дополнительные стимулы. Губернатор Антон Алиханов сообщил в социальных сетях, что он подписал постановление о разовой выплате в размере 32 тысяч рублей на человека для переселенцев. Им также компенсируют аренду жилья на полгода и расходы на социальную адаптацию, такие как медицинское освидетельствование, признание зарубежных ученых степеней и квалификаций. «Максимальная сумма компенсации составит 135 тысяч рублей», — отметил Алиханов. Кроме того, в регионе будет создан сервисный центр для помощи в оформлении документов.

Леонид Калашников, председатель Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, выразил поддержку инициативе губернатора Калининградской области. Он отметил, что упрощение процесса получения видов на жительство для репатриантов является крайне важным шагом. Согласно его словам, федеральные льготы могут стать решением на уровне всей страны, что способствует интеграции вернувшихся граждан.

Новый законопроект, предложенный Калашниковым, направлен на упрощение процедуры получения видов на жительство для репатриантов. Вместо временного разрешения на проживание предлагается сразу оформлять ВНЖ. Этот шаг, по мнению депутата, поможет вернувшимся людям быстрее адаптироваться и начать полноценную жизнь в России.

Федеральные льготы как ключевой момент

Калашников также подчеркнул необходимость введения федеральных льгот, которые, несмотря на затраты, в итоге окупятся за счет увеличения потока репатриантов. Он отметил, что многие вернувшиеся граждане готовы внести свой вклад в развитие Родины, что делает данную инициативу особенно значимой.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в мае.

История и особенности пенсий для переселенцев в России

Действующее соглашение о пенсионном обеспечении в странах ЕАЭС существенно упрощает получение пенсий для многих переселенцев, включая тех, кто прибыл из Украины. В соответствии с новыми правилами, пенсионеры могут рассчитывать на социальные выплаты независимо от страны своего гражданства.

Соглашение, разработанное для стран постсоветского пространства, начиная с 1992 года, установило основы для перераспределения пенсионных прав и обязанностей между государствами-участниками. Это позволяет учитывать стаж работы в различных странах ЕАЭС при назначении и выплате пенсий.

Советуем прочитать:  Информационный справочник: Санитарно-эпидемиологическое нормирование (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

Новые нормы также определяют, что страховой стаж, накопленный в России, может быть использован для выплаты пенсий, даже если пенсионер переместился в другую страну-член ЕАЭС. Это позволяет сохранить права на получение пенсии в случае переезда внутри союза.

Российский Пенсионный фонд оценивает дополнительные расходы по новому соглашению в 166 миллионов рублей в первые годы его действия, что включает выплаты различным категориям пенсионеров, включая тех, кто переехал в другие страны ЕАЭС.

Пенсионные выплаты и социальные льготы для переселенцев с Украины

Система назначения пенсий для пожилых переселенцев из стран бывшего СССР, не включенных в Евразийский экономический союз, регулируется соглашением 1992 года. В соответствии с этим документом граждане получают пенсии в соответствии с законодательством страны своего нынешнего проживания.

После переезда украинцы в Россию получают пенсионные выплаты согласно российскому законодательству. Однако для назначения пенсии переселенцу необходимо выполнить одно из трех условий:

  • получение российского паспорта;
  • получение вид на жительство;
  • получение статуса беженца.

Указом Президента России Владимира Путина от апреля 2019 года предусмотрено упрощенное получение гражданства РФ для жителей ДНР и ЛНР. Рассмотрение заявлений на российский паспорт для них должно занимать не более трех месяцев.

После выполнения одного из перечисленных условий переселенец должен обратиться в Пенсионный фонд России по месту жительства для подачи заявления на назначение пенсии.

При назначении пенсии в России учитывается трудовой стаж, заработанный на Украине (и в других странах-участниках соглашения) до 1 января 2002 года.

Гражданам РФ, переселившимся из ДНР и ЛНР, в стаж засчитывается работа на территории Украинской ССР, Украины, ДНР и ЛНР до 20 февраля 2022 года. Для конвертации пенсионных прав срок ограничен до 1 января 2002 года, независимо от факта уплаты взносов в Пенсионный фонд России.

Особую категорию составляют вынужденные переселенцы, которых иногда путают с беженцами. Для статуса беженца не требуется паспорт РФ, однако для вынужденного переселенца он необходим. Этот статус предоставляется гражданину РФ, вынужденно покинувшему дом за пределами РФ и переехавшему в Россию.

Социальные льготы для вынужденных переселенцев:

  • Жилищный сертификат за счет федерального бюджета, помогающий приобрести жилье;
  • Разовое социальное пособие вынужденному переселенцу и его семье (заявление подается в миграционное управление МВД);
  • Компенсация расходов на проезд и провоз багажа (до ста килограмм груза на члена семьи).

Необходимые документы

Документы, необходимые украинскому переселенцу для подачи заявления на пенсию в РФ:

  • удостоверение личности (вид на жительство, паспорт гражданина РФ, удостоверение беженца);
  • документы на членов семьи, несостоящих на трудовом учете;
  • документы об инвалидности;
  • документы о потере кормильца и доказательства родства с ним;
  • документы о трудовом стаже и среднемесячном доходе за последние 60 месяцев работы до 1 января 2002 года;
  • пенсионное дело и подтверждение от украинских органов о прекращении выплат на территории Украины. В случае отсутствия такого документа необходимо написать заявление с указанием сроков прекращения выплат украинской пенсии.

Если у переселенца отсутствуют документы о стаже и заработке, он может обратиться за социальной пенсией по старости при достижении соответствующего возраста для РФ. К 2028 году пенсионный возраст в России будет составлять 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, с постепенным увеличением. Например, в 2022 году на пенсию могут рассчитывать женщины с 56,5 лет и мужчины с 61,5 лет.

Социальные пенсии в России выплачиваются лицам, у которых недостаточно стажа для назначения страховой пенсии. Также эти выплаты полагаются инвалидам и лицам, потерявшим кормильца (при этом возраст пенсионера не учитывается). Размер социальных пенсий индексируется каждый год; в 2021 году они составляли 10 183 рубля, а в 2022 году выросли на 8,6 процента.

Расчет размера пенсии

Если у переселенца (например, украинца) есть документы о трудовом стаже и заработке на территории Украины, размер его заработка для расчета пенсии в РФ определяется на основе официального обменного курса валют на момент назначения пенсии, отмечает РБК. В апреле 2022 года одна украинская гривна стоила 2,62 рубля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector