Изначально аббревиатура «АУЕ» в российской криминальной среде означает «арестантский уклад един». Ранее она расшифровывалась как «Арестантское уголовное единство». Этот термин использовался заключенными как приветствие в письмах («малявах»). В тюремной субкультуре право на использование АУЕ имеют только «авторитетные сидельцы», и по воровским законам, любой другой человек, не являющийся заключенным, но использующий и рекламирующий АУЕ, может быть наказан. Поэтому в криминальном мире распространение этой аббревиатуры среди подростков не приветствуется, так как это нарушает «тюремную традицию». Многие исследователи АУЕ считают это доказательством того, что инициатива по распространению этой субкультуры среди подростков не исходила от воровского сообщества. Бывшие заключенные часто не поддерживают АУЕ. Многие из них критикуют подростков, считая, что «у этих малолеток ничего святого нет». Подростки понимают только силу, и то по-своему. Например, для них «количество» и «качество» практически равнозначны. Если они смогут напасть толпой на сильного мужчину и отнять у него кошелек – они это сделают, считая это «по понятиям». Тот факт, что жертва была физически сильнее любого из них один на один, их не смущает. Наоборот, оперативные наблюдения показывают, что во главе подростковых групп, поддерживающих АУЕ, часто стоят не уважаемые в криминальных кругах лица, а опустившиеся люмпены, которые могут быть физически слабыми, но активно досаждают обычным гражданам.
По нашему мнению, к основным характеристикам криминальной субкультуры АУЕ относятся:
— криминальные символы (татуировки, знаки);
— «воровской закон» — особая идеология;
Поскольку АУЕ является подростковой субкультурой, она характеризуется большим эпатажем по сравнению с криминальной субкультурой взрослых. Она тяготеет к более ярким и циничным визуальным проявлениям. Прежде всего, внимание привлекает сама аббревиатура АУЕ. О ее расшифровке мы уже упоминали ранее. Иногда к трем буквам добавляются специфические лозунги, такие как «Фарту масти!», «Жизнь ворам – смерть мусорам!» и т.п. Также символом АУЕ является восьмиконечная «роза ветров», которая в АУЕ-пабликах называется «звездой воров». Для членов субкультуры АУЕ использование такой символики чаще всего является подражанием и не имеет практического значения, имея мало общего с реальной жизнью. Например, подростки любят фотографироваться на фоне чужих автомобилей. У подростков появилась новая мода – приобретать номера с буквами АУЕ. Появляются бренды молодежной одежды с символикой АУЕ.
В сообществах АУЕ в «Одноклассниках» и «Вконтакте» насчитываются сотни тысяч подписчиков. При поверхностном взгляде вы не увидите среди них мрачных типов в старых спортивных штанах и качков с пистолетами на фоне джипов. На стенах размещены в основном прописные истины отечественного шансона, оформленные в стиле «мудрых цитат», и различная блатная мифология, которая у опытных членов преступного сообщества вызывает только недоумение. «Мы не воры, но живём по воровским понятиям», — объясняют свои жизненные принципы участники таких сообществ. В этой субкультуре сохраняются известные штампы, типа «западло работать», можно только воровать, заниматься грабежами или мошенничеством. Учиться, получать высшее образование или просто читать книги – тоже «западло» в их понимании. Члены АУЕ верят только в опыт, который рано или поздно получат в тюрьме, и не сомневаются, что этот этап в их жизни наступит. Собирая «грев» на зону, малолетние преступники говорят примерно так: сегодня мы поддерживаем тюрьму подачками, завтра эти подачки будут собирать для нас. Таким образом, российское общество столкнулось с новым феноменом – идеологией АУЕ. Причём подобной массовой криминальной субкультуры в России ещё не было.
7 Казимирко-Кириллова А. В России распространяется молодежная субкультура, пропагандирующая тюремную романтику // URL: https://tsargrad.tv/articles/aue-pochemu-podrostki-snova- hotjat-stat-banditami_48612 (дата обращения 14 сентября 2017 г.)
9 См.: http://www.ayebrand.com/ (дата обращения 4 ноября 2017 г.)
10 АУЕ или новая опасная молодёжная субкультура в России // URL: http://sergs- inf.livejournal.com/2263473.html (дата обращения 14 сентября 2017 г.)
11 Что такое АУЕ и стоит ли его опасаться //URL: https://meduza.io/feature/2017/06/20/chto-takoe-aue- i-stoit-li-ego-opasatsya (дата обращения 14 сентября 2017 г.)
13 Михайлов И. Детский омбудсмен включилась в борьбу с АУЕ субкультурой // URL: http://uralpress.ru/news/2017/08/15/detskiy-ombudsmen-anna-kuznecova-vklyuchilas-v-borbu-s-aue-subkulturoy (дата обращения 14 сентября 2017 г.)
14 Казимирко-Кириллова А. В России распространяется молодежная субкультура, пропагандирующая тюремную романтику // URL: https://tsargrad.tv/articles/aue-pochemu-podrostki-snova- hotjat-stat-banditami_48612 (дата обращения 14 сентября 2017 г.)
Особое значение придается ритуалу вступления в АУЕ. Чтобы стать членом АУЕ, не требуется официально регистрироваться или записываться – достаточно заявить о своей принадлежности к этой субкультуре и следовать её законам (по сути, это адаптация тюремных законов для молодежи). По словам «Новой газеты», схема вербовки ребенка в АУЕ выглядит следующим образом: к ученику пятого или шестого класса подходят двое старшеклассников, разговаривают с ним на «блатном арго», рассказывают о «понятиях» и «зоновской романтике», а затем просят принести деньги для «общака». Так 10-летний ребенок начинает воровать, вымогать деньги и обманывать родителей.
Совсем другая картина возникает при попытке выйти из группы АУЕ. Сразу же начинаются проблемы, вплоть до понижения в криминальной иерархии. В отличие от других субкультур, АУЕ является крайне агрессивной и жестокой. В такой ситуации многие подростки присоединяются к АУЕ не по своему желанию, а чтобы чувствовать себя «своим» среди сверстников или ради личной безопасности. Возникает феномен так называемой мотивации «неправильно понятого чувства товарищества» или «страха». По словам А. Тарасова, выйти из этой «вдруг открывшейся параллельной бездны» невозможно — это может привести к самоубийству или насилию. Обозреватель «Новой газеты» также сообщает о случаях расправы подростков над своими сверстниками — это месть за несоответствие «понятиям».
Необходимо отметить, что эта субкультура, как и любая криминальная, крайне закрыта. Один из законов «понятий» АУЕ запрещает рассказывать о нем посторонним.
Что такое АУЕ*?
Для начала разберемся, что такое АУЕ*. Люди, отбывавшие наказание в местах лишения свободы, говорят, что есть две версии расшифровки этой аббревиатуры: «арестантское-уркаганское единство» и «арестантский уклад един». Каноничным считается второй вариант.
В криминальном мире эта фраза используется как приветствие и для обозначения своей приверженности уголовной культуре.
На «АУЕ*» принято отвечать «жизнь ворам».
Массово о появлении субкультуры «АУЕ*» начали говорить в начале 2010-х годов из-за агрессивных молодых правонарушителей, избивавших сверстников и вымогавших у них деньги. При изучении аккаунтов молодых преступников в соцсетях выяснялось, что некоторые из них размещали посты на околоуголовную тематику и были подписаны на криминальные паблики.
Таких молодых людей называли «ауешниками» — последователями воровских и криминальных традиций. Ранее таких людей называли гопниками. Однако стоит отметить, что действия малолетних преступников даже сами заключенные часто считают форменным беспределом, противоречащим воровским понятиям.
Тюменские правоохранители отметили увеличение случаев выкриков «АУЕ» и «жизнь ворам».
Принято считать, что приверженцами криминального образа жизни становятся молодые люди из неблагополучных семей. Они демонстративно размещают посты на криминальную тематику, чтобы заявить о своей принадлежности к уголовному миру, показать наличие авторитета и группы сторонников, часто называемых «братвой» и пацанами.
Это подтверждают данные Совета Безопасности, согласно которым наибольшее количество несовершеннолетних приверженцев АУЕ* зафиксировано в Челябинской, Курганской и Свердловской областях — промышленных регионах с низким уровнем жизни.
Кроме молодежи, к этой субкультуре нередко относятся и взрослые люди, которые часто не бывали в местах лишения свободы. Обозначая свою принадлежность к криминальному миру, они стремятся показать силу и статус, которого не смогли достичь в карьере.
Представители преступного мира утверждают, что ни один уважающий себя преступник не будет демонстрировать свою связь с криминальной средой.
Блатняк — не объект запрета
Сразу после введения запрета на движение было неясно, затронет ли он шансон. Ведь российский шансон часто связан с блатняком — песнями о уголовной или близкой к уголовной жизни. Тем не менее, этот жанр так тесно вписан в российскую культуру, что некоторые его представители выступают даже в Кремле.
«Петь о романтике удачи — совсем не то же самое, что воровать и убивать. И наоборот, отсутствие песен не уменьшит преступность в России. Её корни глубже», — отмечает Валерий Амиров, преподаватель и блогер.
Однако позже законодатели пояснили, что искусство не попадает под запрет. Тем не менее, по мнению экспертов, запрет может коснуться отдельных произведений.
Штрафы за изображения
Тем не менее, закон, направленный на борьбу с криминальной культурой, может стать инструментом для достижения показателей по раскрытию преступлений, и вместо реальных лидеров преступного мира могут пострадать обычные люди и молодёжь.
К примеру, Михаилу Листову из Архангельска пришлось заплатить штраф за фотографию с парада Победы из-за наличия свастики на флагах, хотя эта же фотография часто публикуется в учебниках истории.
После общественного негодования вышестоящий суд отменил это решение.
За использование нацистской символики наложили штраф на жителя Липецкой области, опубликовавшего фрагмент из мультсериала, где персонаж был одет как Адольф Гитлер. На его руке была свастика.
Ситуация с штрафами за пропаганду АУЕ схожа.
Сургутский суд оштрафовал Александра Шабалу за публикацию фотографий воровских татуировок и изображение криминального авторитета.
Александра Бисерова оштрафовали за видеозаписи из онлайн игры с демонстрацией экстремистской символики.
И даже заключенного Максима Хышова штрафанули за предмет, который он создал для пропаганды криминального образа жизни.
Новые возможности для коррупции
По мнению юриста Игоря П., основная проблема заключается в том, что правоохранители могут искусственно связать простой бытовой конфликт с экстремизмом, что может способствовать коррупции.
«Силовики могут обвинить подростка или уже отсидевшего за экстремистские записи или татуировки, что может привести к более серьёзным обвинениям. Мы уже видели подобные случаи, когда русских обвиняли в нацизме после драки с иностранцами», — рассказывает Игорь.
Заключённый Николай К. разделяет это мнение и считает, что запрет на АУЕ-идеологию может быть использован оперативниками в тюрьмах.
Некоторые заключенные носят тюремные татуировки, что хорошо известно администрации, утверждает Николай. Он считает, что запрет на татуировки дает возможность администрации использовать их как инструмент для давления и вымогательства. Если не хочешь быть считаемым экстремистом, придется заплатить.
Николай утверждает, что движение АУЕ действительно существует благодаря своей идеологии и структуре. Однако запрет на него свидетельствует о том, что в стране укрепляется диктатура, не желающая иметь оппозицию. Ведь криминальная идеология отрицает власть и режим.
«Если бы действительно хотели его искоренить, они бы сделали это мгновенно. Достаточно просто ужесточить условия содержания, чтобы заключенные жили по распорядку. Вместо АУЕ* они начали бы говорить о условно-досрочном освобождении», считает Николай.
Редакции «Нашего города» не удалось найти случаи привлечения тюменцев за пропаганду криминального образа жизни. В УМВД области уточнили, что каждый случай будет рассматриваться индивидуально, включая экспертную оценку, и рекомендовали изучить комментарии к статьям. Однако, по их словам, опубликованные ранее ролики или изображения могут стать поводом для обвинения в экстремизме, так что проще удалить аккаунты из соцсетей.
*Решением Верховного суда РФ движение «АУЕ» было признано запрещенным на территории РФ
Какие новые последствия ожидают людей
По мнению Генпрокуратуры, АУЕ* — это молодежное движение с экстремистской направленностью, участники которого вовлечены в организацию массовых беспорядков. Оно является «хорошо структурированной и управляемой организацией». У движения есть свои сторонники и лидеры, активно пропагандирующие его, в том числе через социальные сети.
Эксперты считают, что не будет проблем с привлечением сторонников АУЕ* к ответственности. По мнению адвоката Сергея Колосовского, статья 282 УК охватывает идеологические и организационные аспекты. Теперь сюда относятся и публичные призывы к поддержке АУЕ*. Эксперты будут проводить исследования, демонстрируя, что АУЕ* строится на противопоставлении воровской идеологии обществу. Это является мотивацией для преступлений — идеологическая ненависть. Дальнейшие шаги будут определяться в зависимости от роли фигуранта в АУЕ*.
— Теперь подросткам нужно больше всего бояться этой статьи. Публикации в формате АУЕ* в пабликах могут привести к административным и уголовным последствиям. Действия, связанные с идеологией АУЕ*, становятся квалифицирующими признаками, что упрощает квалификацию преступлений. Но лучше этого избегать. АУЕ* — это глупое движение.
История движения — Забайкалье
Можно предположить, что именно отсюда началось движение АУЕ* по всей стране. Вероятно, идею движения запустил известный вор в законе Евгений Васин, известный как Джем, который оказался в читинской колонии еще в 70-е и создал «союз истинных арестантов».
Одним из отличительных признаков «союза истинных арестантов» были фетровые шляпы, аналогичные тем, что носил сам Евгений Васин, известный как Джем. Фото © primecrime.ru / Irakli43597
Именно Джем разработал систему активного вовлечения подростков в мир криминала, которая впоследствии стала самостоятельным явлением. Для этого он организовал спортивный лагерь на острове Малайкин на реке Амур, где обучал детей и подростков не только боевым искусствам, но и воровскому ремеслу. Этот лагерь был в последствии ликвидирован ОМОНом.
Распространение организованной преступной группировки АУЕ* преимущественно началось в местах первичной отсидки Джема, в Забайкалье. Эта тема стала актуальной в 2011 году, когда в Забайкальском крае была задержана группа подростков и молодых людей, напавших на частную фирму и исповедующих идеи АУЕ*. При расследовании выяснилось, что в многих школах и детских домах края действовали смотрящие, собиравшие общак с одноклассников, часть средств направлялась в тюрьмы, а часть исчезала в карманах организаторов. Движение распространилось и на соседние регионы — Амурскую и Иркутскую области, а также Бурятию. Однако АУЕ* оказалось популярным среди подростков во всей России и за рубежом.
Отношение воровского мира к этому движению двоякое. С одной стороны, воры не отвергают молодежь, стремящуюся в криминальный мир. С другой стороны, игры детей и подростков часто приводят к хаосу, что дискредитирует воровской мир, находящийся под угрозой исчезновения. Изначально воровской мир создавался для взаимопомощи арестантов, но сейчас под видом этой идеологии часто скрываются преступные действия, включая вымогательство. Хотя Георгий Углава, известный как Тахи, связывается с идеологией АУЕ*, его вовлечение не было подтверждено материалами уголовного дела. На данный момент Тахи не обвиняют в создании АУЕ*.
Возможно, в ближайшее время какой-то из воров начнет сбор средств с несовершеннолетних и распространение воровских ценностей среди них, чтобы отделиться от АУЕ* и избежать юридических проблем, связанных с этим термином.
*Экстремистская организация, запрещенная в России.
«Меня убьют на зоне!» К 3,5 года колонии приговорили модель, обвинившую сына бизнесмена Шарыго в изнасиловании 17 августа 2020, 14:55