В жизни каждого родителя наступают моменты, когда они сталкиваются с возрастными кризисами детей. И не всегда мамы и папы готовы к этому периоду. Обычно кризис приходит неожиданно, и взрослые не понимают, почему спокойный малыш вдруг становится бунтарем.
Все дело в особенностях развития нервной системы детей. В процессе взросления нервная система ребенка развивается скачкообразно. Обычно эти «скачки» приходятся на определенные возрастные периоды, такие как кризисы одного года, трех, пяти, семи лет и переходный возраст. Каждый из этих этапов связан с определенными задачами и навыками, в том числе психологическими, которые осваивает ребенок. Специалисты Института воспитания выяснили, чего ожидать от кризиса пяти лет и как родителям вести себя в этот сложный период.
К пяти годам у ребенка происходит созревание лимбической системы головного мозга, отвечающей за развитие эмоциональной сферы и воображения. У ребенка расширяется социальное общение, начинают проявляться индивидуальные черты характера. Он ощущает себя отдельной личностью, его мнение может не совпадать с мнением родителей или других взрослых, отношения с другими детьми также изменяются, дети осознают свою половую принадлежность, возникает потребность в самовыражении.
Формируется внутренний конфликт — желания и возможности ребенка не совпадают, а добиться автономности сложно, так как родители контролируют его жизнь.
Ребенку трудно справляться со всеми этими переживаниями, он не может полностью осознать, что и почему с ним происходит, откуда берутся те или иные эмоции. Поэтому накопившееся нервное напряжение часто проявляется через истерики и упрямство.
Главной задачей этого периода является продолжение процесса сепарации, который начинается у ребенка в возрасте одного-двух лет, и начальное формирование правил взаимодействия с внешним миром, который уже выходит за рамки семьи.
Существует пять признаков, по которым можно определить, что кризис пяти лет наступил:
- Негативизм и протестное поведение. Ребенок начинает спорить, грубить, конфликтовать даже с теми, кого раньше очень любил.
- Частые истерики. Любая, даже незначительная неудача вызывает бурю эмоций.
- Потребность в уединении. Ребенок реже идет на контакт, меньше делится переживаниями, стремится больше времени проводить в одиночестве. Так проявляется потребность в автономии и личных границах.
- Появление различных фобий и навязчивых страхов. Ребенок может начать бояться темноты, смерти или болезней, плакать по ночам, отказываться спать один.
- Неуверенность в себе. Ребенок сравнивает себя с другими, возникает потребность в оценке его действий и внешности.
Родителям важно понимать, что ребенок ведет себя так не из желания насолить, а потому, что его нервная система испытывает перегрузки. Задача родителей — с пониманием относиться к происходящему, выстраивать адекватное взаимодействие и формировать границы поведения, спокойно реагировать на истерики, проговаривать чувства, так как это помогает лучше понимать свое состояние.
- Установить чёткие правила, границы и причинно-следственные связи. Важно не менять своих решений и не подстраиваться под капризы. Если ребёнку нельзя третье пирожное, то оно запрещено и после истерики. Для детей крайне важны стабильные правила и границы, которые устанавливают родители, так они чувствуют себя в безопасности.
- Не проявлять агрессию по отношению к ребёнку. Найдите способы восстанавливать свой родительский ресурс, чтобы сохранять спокойствие и адекватность.
- Избегать наказания безразличием. Игнорирование и молчание — одно из самых разрушающих наказаний для психики ребёнка. В дальнейшем это может привести к тревожным расстройствам, низкой самооценке и склонности к созависимому поведению.
- Поддерживать ребёнка. Он должен быть уверен, что родитель всегда придет на помощь. Это основа здорового психологического развития.
- Не критиковать излишне и не гиперопекать. Позволяйте ребёнку быть более самостоятельным, показывайте своё доверие к нему. Выражайте недовольство корректно, объясняйте, почему вас расстроил тот или иной поступок, не стыдите ребёнка. Помните, что плохими могут быть только действия, а не личность ребёнка.
- Не игнорировать ребёнка. Найдите время, чтобы выслушать его переживания, даже если они кажутся незначительными. Это поможет ему понять, что его чувства важны.
- Находить время для каждого ребёнка. Если в семье несколько детей, старайтесь уделять индивидуальное время каждому, хотя бы один час в неделю. Каждый ребёнок нуждается в единоличном внимании родителя. Это укрепит близость и доверие между вами и снизит конкуренцию между детьми.
Кризис пятого года жизни имеет не только минусы, но и плюсы. После «скачка» в развитии ребёнок становится более уравновешенным и охотно идёт на контакт с родителями. При правильном поведении взрослых во время кризиса у ребёнка развиваются навыки самоконтроля, планирования, он учится самостоятельно расставлять приоритеты. Появляются волевые качества, способность выражать собственное мнение, практически независимое от других людей.
Главное, помните, что любой кризис — явление временное. Он обязательно закончится, а ваши отношения с ребёнком останутся. Поэтому наберитесь терпения и продолжайте любить своего малыша, оставаясь с ним рядом, даже когда очень сложно.
Фото для оформления статьи взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com.
Совет № 1: Мама должна отдыхать
Бесполезно говорить о любви к себе и отдыхе, потому что многие женщины сразу говорят: невозможно. Возможно. Давайте рассмотрим варианты.